Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 87]

87 заблуждения.
В этом процессе велика роль демократизации общественных отношений, формирования экономики рыночных отношений и развития плюрализма мнений в нашем обществе в условиях его трансформации в гражданское состояние.
2.2.
Деятельностный подход субъекта как исходный принцип анализа заблуждений в социальном познании Как мы уже отмечали выше, кризис общих теорий социальной организации, связанных с рациональным конструированием будущего состояния общества, необходимостью преодоления стереотипов «абсолютно истинного» тоталитарного мышления делают особенно актуальной критику устаревших, ложных концептуальных подходов к пониманию сущности категорий истины и заблуждения в деятельностном подходе субъекта.
В связи с ростом, усложнением и динамизмом политических и социальных отношений оказалась
заблуждением прежняя задача обоснования однозначных линейных концепций развития общества, рухнула монополия на истину.
В условиях не только колоссального влияния ценностного аспекта, но и постоянного изменения систем ценностей в современном обществе приходится допустить многовариантность решений
политико-правовых, экономических, национально-демографических и иных социальных проблем.
Кроме того, необходимость рассмотрения традиционной гносеологической проблематики в применении к социальному познанию диктуется неоднозначной познавательной ситуацией, возникшей в обществознании с утверждением постмодернистских идей о нелинейности общественного развития и, следовательно, о неоднозначности его теоретического осмысления, о переходе к многомерности в категориальном строе и способе мышления, об отказе от монополии на истину в связи с ее пониманием уже не только как
механического воспроизводства объекта в знании, но и как заблуждения в деятельности субъекта при характеристике объекта и т.п.
[стр. 3]

ВВЕДЕНИЕ 3 Актуальность темы исследования.
Ситуация неопределенности, в которой оказалось человечество на пороге нового тысячелетия, кризисно переходное состояние современного российского общества порождают синдром непредсказуемости развития как мирового сообщества в целом, так и России в частности.
Это в значительной степени актуализирует проблему поиска правильных политико-экономических и политикосоциальных решений.
В этой ситуации особенно важным представляется исследования сущности, причин появления и типов социальных заблуждений, а также путей их преодоления.
Кризис общих теорий социальной организации, связанных с рациональным конструированием будущего состояния общества, необходимость преодоления стереотипов «абсолютно истинного» тоталитарного мышления делают
актуальной критику устаревших концептуальных подходов к пониманию сущности категорий истины и заблуждения.
В
связи с ростом, усложнением и динамизмом политических и социальных отношений оказалась
нереальной задача обоснования однозначных линейных концепций развития общества, рухнула монополия на истину.
В условиях не только колоссального влияния ценностного аспекта, но и постоянного изменения систем ценностей в современном обществе приходится допустить многовариантность решений
политических , экономических и социальных проблем.
Следует отметить, что для отечественной философской литературы характерен несколько односторонний подход к исследованию познавательного процесса: истине посвящено огромное количество монографий и статей, а о ее диалектической противоположности заблуждении публикации весьма немногочисленны.
Проблема же заблуждений именно в социальном познании и общественной практике фактически не ставилась, она

[стр.,4]

только сейчас начинает привлекать к себе внимание.
Долгие годы понятие заблуждения было фактически исключено не только из отечественной философской литературы, но и из всего обществознания.
Кроме того, необходимость рассмотрения традиционной гносеологической проблематики в применении к социальному познанию диктуется неоднозначной познавательной ситуацией, возникшей в обществознании с утверждением постмодернистских идей о нелинейности общественного развития и, следовательно, о неоднозначности его теоретического осмысления, о переходе к многомерности в категориальном строе и способе мышления, об отказе от монополии на истину в связи с ее пониманием уже не только как
воспроизводства (слепка) объекта в знании, но и как характеристики способа деятельности с этим объектом и т.п.1 Кроме того, сегодня философов тревожит мысль не только о месте и роли категории «истина» (а следовательно, и «заблуждение») в философских работах, но и вообще о правомерности употребления этих категорий в современном научном поиске.
Так, журнал «Общественные науки и современность» с 1995 года начал дискуссию по проблеме истины, имея исходным материалом тезисы А.Назаретяна о том, что «истинностное мышление эквивалентно авторитарному, что истинностная парадигма науки уже превратилась в анахронизм...
Задача научных исследований не поиск Исти‘ Алтухов В.
Смена традиции и формирование новой методологии.
//Общественные науки и современность.
1993.№1, Багиров В.
Социальное познание на пороге постиндустриального мира.
//Обществ, науки и современность, 1993, №3, Ильин В.В.
Постклассическое обшествознание: каким ему быть? // Социс.
1992, №10; Федотова В.Г.
Классическое и неклассическое в социальном познании //Общественные науки и современность.
1992.
№4; Шаповалов В.
О специфике гуманитарного знания // Общественные науки и современность.
1994.
№1 и др.
4

[Back]