Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 96]

96 объективности этих фактов[60].
Факты обыденного сознания не предполагают критического осмысления
действительности и поэтому порождают различные заблуждения некоторых сторонах и процессах дейстивтельности.
То, что социальное познание общества, наличие объективных закономерностей его функционирования и развития, существует, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения.
Вопрос состоит в том, возможно ли научное познание общества в том смысле в каком классическое естествознание описывает природные объекты? В соответствии с исторической тенденцией принято различать социальные науки, которые должны отвечать определенным стандартам научности, и гуманитарное знание, близкое по принципам своей организации искусству.
Для отграничения социального познания следует подробнее остановиться на характеристике сущности гуманитаристики.

В то же время гуманитарные науки, согласно В.Г.
Федотовой, конституируются не столько объектом, сколько методом, «предполагающим выделение субъектной природы самого объекта исследования».
Более того, в последнее время «гуманитарное знание выступает в известной мере моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает свои объективистские
идеалы»[61].
Своеобразное толкование сущности и специфики гуманитарных наук дает
крупнейший французский философ М.
Фуко.
Он считает, что к гуманитарным наукам относится весь «свод познаний», объектом которого является человек и все то, что в нем есть эмпирического.
«Гуманитарные науки появились в тот момент, когда в западной культуре появился человек как то, что следует помыслить и одновременно как то, что подлежит
познать»[62].
Это произошло, по его мнению, в течение Х1Х-го века.
Объект же гуманитарных наук это не тот человек, который еще на заре человечества «был обречен на труд, это то существо, которое, находясь внутри форм производства, управляющих всем его существованием, создает
[стр. 52]

его образования, которые, будучи объяснены теоретическим мышлением, не могут быть устранены им, а упраздняются только в ходе практической деятельности.
Далее, по мнению В.Г.
Федотовой, в обществознании, в отличие от естествознания, большую роль играют обыденно-эмпирические факты, поскольку они зачастую отображают некоторые события более непосредственным образом, нежели научные факты, для которых используются сложные процедуры измерения, анализа, оценки степени объективности этих фактов.
Факты обыденного сознания не предполагают критического осмысления.1
То, что познание общества, его функционирования и развития, существует, ни у кого не вызывает сомнения.
Вопрос в том, возможно ли научное познание общества? В соответствии с исторической тенденцией принято различать социальные науки, которые должны отвечать определенным стандартам научности, и гуманитарное знание, близкое по принципам своей организации искусству.
Для отграничения социального познания следует подробнее остановиться на характеристике сущности гуманитаристики.

«Научное социальное знание наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития...
Описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия»1 2.
1 Федотова В.Г.
Практическое и духовное освоение действительности.
М., 1991.
2 Федотова В.Г.
Что может и чего не может наука? // Философские науки.
1989.
№12, с.8.
52

[стр.,53]

53 Гуманитарные же науки, по мнению В.Г.
Федотовой, конституируются не столько объектом, сколько методом, «предполагающим выделение субъектной природы самого объекта исследования».
Более того, в последнее время «гуманитарное знание выступает в известной мере моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает свои объективистские
идеалы».1 Своеобразное толкование сущности и специфики гуманитарных наук дает М.
Фуко.
Он считает, что к гуманитарным наукам относится весь «свод познаний», объектом которого является «человек и все то, что в нем есть эмпирического».
«Гуманитарные науки появились в тот момент, когда в западной культуре появился человек как то, что следует помыслить и одновременно как то, что подлежит
познать».1 2 Это произошло, по мнению М.
Фуко, в течение XIX в.
Объект же гуманитарных наук это не тог человек, который еще на заре человечества «был обречен на труд», «это то существо, которое, находясь внутри форм производства, управляющих всем его существованием, создает представления о своих потребностях, об обществе...
и представление о самой экономике».3 Интересным является наблюдение этого автора о том, что все гуманитарные науки пересекаются друг с другом, «так что их границы стираются, число смежных и промежуточных дисциплин бесконечно увеличивается, и в конце концов растворен оказывается их собствен 1 Федотова В.Г.
Что может и чего не может наука? // Философские науки.
1989.
№12, с.9.
2 Фуко М.
Слова и вещи.
Археология гуманитарных наук.
СПб, 1994, с.365.
^ Там же с.372.

[Back]