102 православных 13; дагестанское объединение Российской Церкви Христиан веры евангельской (Пятидесятников) 10; Адвентистов Седьмого дня 4; Армянское религиозное общество 2; Евангельские христиане Баптисты Старообрядцы 1; относящиеся к Союзу Евангельских христиан баптистов России 2; Римско-католический приход 1; Объединений Церквей Евангельских христиан баптистов, Свидетелей Иеговы 6; относящихся к Совету Церквей Евангельских христиан Баптистов России 6; Религиозная организация Евангельских христиан «Благая весть» (является членом централизованной религиозной организации Ассоциации Церквей Евангельских христиан, зарегистрированной на территории РФ) 1 .* Зачастую причиной этнорелигиозного конфликта служат возникающие условия социальной реальности, которые позволяют использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником. В священных текстах и исторических фактах отыскивается аргументация, способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, касающиеся соответствующих деноминаций, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим конфликте. Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон. Особенность современной религиозной ситуации в Дагестане состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественнополитические силы, национальные движения пытаются использовать в своих 1 1 См.: Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи».Махачкала, 2007. С. 153. |
111 Севера. Вместе с тем, впитывая эти чужеземные влияния и по-своему перерабатывая их, Кавказ не потерял своей специфики, возможно, даже больше усилил ее. Это позволяет, как нам представляется, говорить о некотором кавказском культурно-историческом сообществе, характеризующемся наличием множества и взаимосвязанных, и в каких-то аспектах противоречивых, и даже конфликтующих друг с другом, но все же способных к взаимной терпимости и взаимному развитию на основе этноконфессиональной толерантности, субкультур. Признавая культурное многообразие северокавказских этносов, следует, как замечает Г.У. Солдатова, принимать во внимание их «общую этничность, ту сложную смесь менталитета и культуры, которая не только характеризует ка17 кой-либо народ, но и объединяет его, и отличает от всех других сообществ». Признание этой общей этничности позволяет говорить о некой северокавказской идентичности, в формировании которой определенную роль сыграли как полиэтничность, так и поликонфессиональность региона. Население Северного Кавказа исповедует большинство существующих в современном мире религиозных верований: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.д. По официальным данным Министерства юстиции РФ количество религиозных организаций, зарегистрированных в Южном федеральном округе, составляет всего 2999. Из них: Русская Православная Церковь 1154, старообрядцы 27, католики — 43, протестанты 673, мусульмане — 860, иудеи — 30, буддисты 47, прочие 16617 18. .. . Особенность современной религиозной ситуации на Северном Кавказе состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественно-политические силы, национальные движения пытаются использовать в своих интересах, для достижения различных политических целей. Это относится как к христианству, 17 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998. -С. 223. 18 См.: Войтенко А.Н. Звездные войны за ширмой религиозной свободы // Все об исламе. 2002. № 8. С. 6. |