104 инакомыслию, мирное сосуществование с другими культурами1 2. Причем она умело и удачно приспосабливается к новым веяниям, наиболее гибко реагирует к меняющейся этнокультурной среде и т.п. Наряду с множеством позитивных сдвигов по возрождению религиозных традиций, духовности, в связи с принятием закона в 1991 году и отходом государства от регулятивных функций в сфере религии, проявился и ряд негативных тенденций, приводящих к напряженности в религиозной жизни. Они выразились в массированной атаке иностранных «религиозных» миссий на традиционный духовный менталитет северокавказских и дагестанских народов. Наряду с традиционно существующими в России конфессиями и деноминациями продолжают свою деятельность религиозные течения, появившиеся здесь в 1990-е гг. Их возникновение, как правило, стало результатом миссионерства со стороны иностранных религиозных организаций. Активное участие иностранных миссионеров в религиозной жизни страны, в соответствии с действующим законодательством о свободе вероисповеданий, не может рассматриваться как правовое нарушение. Однако зарубежные миссионеры нередко выходят за рамки вероисповедной стороны своей деятельности, последовательно навязывают российским гражданам свою интерпретацию процессов и событий в Российской Федерации, проводят опросы по широкому спектру политических, экономических, социальных вопросов, порой затрагивающих интересы национальной безопасности. Со временем иностранные религиозные организации и созданные ими филиалы превращались в определенных «агентов влияния» на народы Северного Кавказа. Используемые ими методы работы с населением, в том числе обеспечение массовости проводимых мероприятий, вызывают озабоченность широкой 1 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001. С. 229. 2 См.: Хвыля-Олинтср А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. 83 с. |
113 фитскому мазхабу22 в суннизме; а в Дагестане, Чечне и Ингушетии, где доминируёт суфийский ислам в форме накшбандийского и кадирийского тарикатов23, — шафиитскому мазхабу. Этим школам духовно-правового направления суннизма присущи такие качества как терпимость к инакомыслию, мирное сосуществование с другими культурами. Причем ханифизм умело и удачно приспосабливается к новым веяниям, наиболее гибко реагирует к меняющейся этнокультурной среде и т.п. Наряду с множеством позитивных сдвигов по возрождению религиозных традиций, духовности, в связи с принятием закона в 1991 году и отходом государства от регулятивных функций в сфере религии, проявился и ряд негативных тенденций, приводящих к напряженности в религиозной жизни. Они выразились в массированной атаке иностранных «религиозных» миссий на традиционный духовный менталитет северокавказских народов. Наряду с традиционно существующими в России конфессиями и деноминациями продолжают свою деятельность религиозные течения, появившиеся здесь в 1990-е гг. Их возникновение, как правило, стало результатом миссионерства со стороны иностранных религиозных организаций. Активное участие иностранных миссионеров в религиозной жизни страны, в соответствии с действующим законодательством о свободе вероисповеданий, не может рассматриваться как правовое нарушение. Однако зарубежные миссионеры нередко выходят за рамки вероисповедной стороны своей деятельности, последовательно навязывают российским гражданам свою интерпретацию процессов и событий в Российской Федерации, проводят опросы по широкому спектру политических, экономических, социальных вопросов, порой затрагивающих интересы национальной безопасности. Со временем иностранные религиозные организации и созданные ими филиалы превращались в определенных «агентов влияния» на народы Северного КавкаМазхаб школа исламского права. 23 Тарикат суфийский путь, методологическая система постижения истины и благочестия. 114 за24. Используемые ими методы работы с населением, в том числе обеспечение массовости проводимых мероприятий, вызывают озабоченность широкой общественности. А псевдорелигиозная деятельность25 в политико-идеологических целях на фоне дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации способна вызвать обострение социально-политической напряженности и конфликтов в регионе. Так, в условиях активного миссионерства иностранных религиозных организаций обострялось противостояние между традиционными конфессиями и новыми религиозными направлениями. Православное и мусульманское духовенство выражало тревогу по поводу действий иностранных миссионеров, пытающихся внедрить среди местного населения вероисповедные элементы, не свойственные последователям традиционных для Российской Федерации религий. • В процессе возрождения ислама на Северном Кавказе в некоторых населенных пунктах стали возникать «ваххабитские» группы, пропагандировавшие «пуританскую» этику в исламе. Их было совсем немного, не более 2-3% от общего числа дагестанцев, ориентирующихся на исламские ценности. По утверждению Духовного управления мусульман Дагестана, такие группировки действовали в отдельных мечетях Буйнакского, Кизилюртовского, Хасавюртовского районов Дагестана. Все они имели корни в полуподпольных группах, которые в 1980-1990-х годах пытались самостоятельно заниматься изучением основ ислама при остром дефиците педагогических кадров. Это объясняется тем, что на определенном этапе появление этих групп было вызвано насущными потребностями верующих и общества в удовлетворении своих религиозных потребностей с одной стороны, и низким уровнем знаний, не позволяющим сразу разобраться в содержании и вредоносности преподносимого миссионерами материала с другой. Со временем между группами "ваххабитов" и «тарикати24 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001. —С. 229. 25 См.: Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. -М., 1996. 83 с. |