Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 107]

107 власти.
Представители нетрадиционных конфессий оценивают поддержку традиционных религий как фактическое признание их в качестве одной из ветвей государственной власти.
Эксперты считают, что именно такая форма взаимодействия органов власти и различных конфессий позволяют руководству северокавказских субъектов РФ формировать новый канал влияния на одну из наиболее активных частей электората, особенно на уровне органов местного самоуправления.

Причины активизации религиозного фактора и возрастания его роли в общественной жизни и сознании людей на сегодняшний день едины для всех вероисповеданий.
К основным из них относятся: изменение социальнополитических, идеологических условий жизни в стране; появление возможности культурного плюрализма; стремление церкви к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества, к оказанию моральной помощи народу, терпящему бедствие, в условиях ухудшения материального положения; общая нестабильность в социальноэкономической сфере; быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и другие.
Сами по себе этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные для
Дагестана, ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве абсолютных причин конфликтогенности.
Причины и источники обострения напряженности, в том числе и этноконфессиональной, скорее всего, находятся в социальной сфере.
Самостоятельным конфликтогенным источником в Дагестане является проблема переселения жителей гор на равнинные земли, которое имело место в 20-60-х гг.
прошлого века.
Условия дагестанских гор существенно ограничивают хозяйственное развитие и «проблема гор» переселение горцев на равнинные земли — не раз ставилась и царской военной администрацией, и после образования в 1920 г.
Дагестанской автономной
[стр. 116]

116 Президент КБР В.
Коков, обращаясь к делегатам III съезда Союза мусульман республики, уделил особое внимание деятельности «ваххабитов» в соседних регионах и той опасности, которую они могут представлять.
Недопущение проникновения «ваххабитов» в республику и распространения их влияния на членов религиозных общин и жителей Кабардино-Балкарии он отнес к числу задач, стоящих перед органами власти всех уровней.
Практика показывает, что органы власти краев и областей на Северном Кавказе, где доминирующей религией является православие, также активно сотрудничают с лидерами религиозных объединений РПЦ и достаточно жестко контролируют представителей «деструктивных сект».
Так, на годовом епархиальном собрании Ростовской епархии Русской православной церкви (РПЦ) рассматривался вопрос о "тоталитарных сектах" и намечались конкретные меры против них.
В местной прессе обсуждался вопрос о принятии в Ростовской области соответствующего закона.
В апреле-мае священниками РПЦ с директорами школ области был проведен семинар, посвященный тоталитарным сектам.
Поддержка Администрацией области местной епархии выразилась в распоряжении губернатора области В.
Чуба о выделении из областного бюджета одного млн.
руб.
на восстановление храмов памятников истории и культуры.
Представители нетрадиционных конфессий оценивают поддержку традиционных религий как фактическое признание их в качестве одной из ветвей государственной власти.
Эксперты считают, что именно такая форма взаимодействия органов власти и различных конфессий позволяют руководству северокавказских субъектов РФ формировать новый канал влияния на одну из наиболее активных частей электората, особенно на уровне органов местного самоуправления.

Вместе с тем, как показывает практика, озабоченность общества, государства, лидеров религиозных организаций, имеет отношение не ко всем представителям новой религиозной волны как хлынувшей из-за рубежа, так и зародившейся на российской почве.
Не подлежит сомнению правомерность деятельности религиозных организаций, последовательно соблюдающих законы,

[стр.,117]

117 давно уже ставших составной частью российской действительности, занявших в ней свою нишу.
Речь идет о лютеранах, евангельских христианах-баптистах, адвентистах седьмого дня, христианах веры евангельской пятидесятниках и ряда других, круг последователей которых определен и достаточно стабилен.
Все они, как правило, имеют более чем вековую историю миссии в России.
Но и среди этих групп также зреет недовольство бесцеремонным вмешательством зарубежных миссионеров в религиозную жизнь страны, хотя эти организации, как правило, находятся в значительной экономической зависимости от своих международных центров.
О масштабах денежных средств, расходуемых зарубежными миссионерами, можно предположить на примере «Общества Свидетелей Иеговы», штаб-квартира которого расположена в Бруклине, предместье Нью-Йорка.
Только миссионерские расходы этой организации за 10 лет (с 1991 по 2001 год) возросли на 77 % (с 40,2 млн.
до 70,9 млн.
долларов США).
Критика и недовольство общественности направлены на организации, использующие методы психологической обработки адептов, которым присущи тоталитарность, сектантская замкнутость, потенциально представляющие опасность для личности, семьи и общества.
Причины активизации религиозного фактора и возрастания его роли в общественной жизни и сознании людей на сегодняшний день едины для всех вероисповеданий.
К основным из них относятся: изменение социальнополитических, идеологических условий жизни в стране; появление возможности культурного плюрализма; стремление церкви к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества, к оказанию моральной помощи народу, терпящему бедствие, в условиях ухудшения материального положения; общая нестабильность в социально-экономической сфере; быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и другие.
Сами по себе этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные для
Северного Кавказа, ни в коей мере не должны рассматриваться 77 См.: Сторожевая башня.
1992.
1 января.
С.10-13; Сторожевая башня.
2002.
1 января.
С.
1922.
■ ■

[стр.,119]

119 хождения в доходах между основной массой населения и узким кругом богатейших фамилий, говорит В.А.
Тишков, как в Дагестане...
Здесь основная масса населения республики (около 70%) живет в бедности» .
Такие социальные показатели и напряженность, обусловленная ими, вполне способны породить существенные конфликты в обществе, в том числе и с этноконфессиональной окраской, которые при определенных условиях могут дестабилизировать ситуацию в самой республике и на Северном Кавказе.
Самостоятельным конфликтогенным источником в Дагестане является проблема переселения жителей гор на равнинные земли, которое имело место в 20-60-х гг.
прошлого века.
Условия дагестанских гор существенно ограничивают хозяйственное развитие и "проблема гор" переселение горцев на равнинные земли не раз ставилась и царской военной администрацией, и после образования в 1920 г.
Дагестанской автономной
республики.
Однако все попытки его осуществления заканчивались трагически: переселенцы заболевали малярией и гибли, оставшиеся в живых возвращались назад, в горы.
Тем не менее, попытки организованного, то есть административно-командного, переселения не прекращались.
Только после войны, начиная с 1950-х гг., когда удалось справиться с малярией, государство добивается успеха.
С этого времени начинается интенсивное освоение горцами равнинных земель.
Но с начала 1970-х гг.
переселение приобрело обвальный, не контролируемый властью характер, породив социальную напряженность.
Местное население в результате интенсивных изменений демографической и этнокультурной обстановки на равнине стало испытывать материальную и психологическую стесненность.
Уже тогда прорывались голоса протеста со стороны дагестанской интеллигенции, из числа представителей «равнинных» народов, однако они легко пресекались могущественной властью, идеологически обосновывая необходимостью формирования единой общности советского народа.
Процесс переселения горцев на равнинные земли к началу "перестрой29 29 Пути мира на Северном Кавказе.
Независимый экспертный доклад / Под ред.
Тишкова В.А.
-М., 1999.
С.
8-9.

[Back]