Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 108]

108 республики.
Однако все попытки его осуществления заканчивались трагически: переселенцы заболевали малярией и гибли, оставшиеся в живых возвращались назад, в горы.

С начала 1970-х гг.
переселение приобрело обвальный, не контролируемый властью характер, породив социальную напряженность.
Местное население в результате интенсивных изменений демографической и этнокультурной обстановки на равнине стало испытывать материальную и психологическую стесненность.
Уже тогда прорывались голоса протеста со стороны дагестанской интеллигенции, из числа представителей «равнинных» народов, однако они легко пресекались могущественной властью, идеологически обосновывая необходимостью формирования единой общности советского народа.
Процесс переселения горцев на равнинные земли к началу
«перестройки» уже радикально изменил этнодемографию равнинных районов.
Некогда мононациональные равнинные районы и населенные пункты стали национально смешанными, а земли оказались объектом распределения и перераспределения, а, следовательно конфликта между представителями «горных» и «равнинных» народов.
Ситуация осложняется и из-за миграции.
Например, Дагестан принял на своей территории с 1994 г.
156,8 тыс.

человек1.
Социально-экономический кризис и боевые действия в горячих точках в 90-е годы XX века привели к росту численности вынужденных переселенцев и, в связи с этим, обострению этноконфессиональной напряженности
в Дагестане.
Одним словом, миграционный прирост в регионе, с одной стороны, восполнял естественные потери населения, а с другой способствовал роступотенциала интолерантности, конфликтогенности, проявлявшегося в усилении социального напряжения, побуждении к латентному и открытому
1 См.: Социальные и межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения в регионе.
Махачкала, 1998.
С.
34-35.
[стр. 119]

119 хождения в доходах между основной массой населения и узким кругом богатейших фамилий, говорит В.А.
Тишков, как в Дагестане...
Здесь основная масса населения республики (около 70%) живет в бедности» .
Такие социальные показатели и напряженность, обусловленная ими, вполне способны породить существенные конфликты в обществе, в том числе и с этноконфессиональной окраской, которые при определенных условиях могут дестабилизировать ситуацию в самой республике и на Северном Кавказе.
Самостоятельным конфликтогенным источником в Дагестане является проблема переселения жителей гор на равнинные земли, которое имело место в 20-60-х гг.
прошлого века.
Условия дагестанских гор существенно ограничивают хозяйственное развитие и "проблема гор" переселение горцев на равнинные земли не раз ставилась и царской военной администрацией, и после образования в 1920 г.
Дагестанской автономной республики.
Однако все попытки его осуществления заканчивались трагически: переселенцы заболевали малярией и гибли, оставшиеся в живых возвращались назад, в горы.

Тем не менее, попытки организованного, то есть административно-командного, переселения не прекращались.
Только после войны, начиная с 1950-х гг., когда удалось справиться с малярией, государство добивается успеха.
С этого времени начинается интенсивное освоение горцами равнинных земель.
Но с начала 1970-х гг.
переселение приобрело обвальный, не контролируемый властью характер, породив социальную напряженность.
Местное население в результате интенсивных изменений демографической и этнокультурной обстановки на равнине стало испытывать материальную и психологическую стесненность.
Уже тогда прорывались голоса протеста со стороны дагестанской интеллигенции, из числа представителей «равнинных» народов, однако они легко пресекались могущественной властью, идеологически обосновывая необходимостью формирования единой общности советского народа.
Процесс переселения горцев на равнинные земли к началу
"перестрой29 29 Пути мира на Северном Кавказе.
Независимый экспертный доклад / Под ред.
Тишкова В.А.
-М., 1999.
С.
8-9.


[стр.,120]

120 ки" уже радикально изменил этнодемографию равнинных районов.
Некогда мононациональные равнинные районы и населенные пункты стали национально смешанными, а земли оказались объектом распределения и перераспределения,* а,следовательно конфликта между представителями "горных" и "равнинных" народов.
Ситуация осложняется и из-за миграции.
Например, Дагестан принял на своей территории с 1994 г.
156,8 тыс.

человек30.
Социально-экономический кризис и боевые действия в горячих точках в 90-е годы XX века привели к росту численности вынужденных переселенцев и, в связи с этим, обострению этноконфессиональной напряженности
на Северном Кавказе.
Интенсивный приток этнических мигрантов наблюдался в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края.
Например, в Ставропольском крае с июля 1992 г.
по январь 2001 г.
службами миграционного контроля края было зарегистрировано около 80 тыс.
вынужденных переселенцев.
Хотя в настоящее время миграционный приток ослабел и залповые переезды прекратились, но на 1 января 2001 г.
статус вынужденного переселенца в крае имели 29 тыс.
человек, из них русские более 80%, армяне 5%, ногайцы 3%, украинцы — 2%.
Возросла доля мигрантов в социальном составе населения и в Краснодарском крае.
Изменение пропорций в этническом составе региона привело к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местных жителей, зачастую приобретающие характер межэтнической напряженности и конфликтов.
Как говорит Л.Л.
Хоперская, вследствие образования общин абхазцев, аварцев, азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев, турок-месхетинцев, а также «некоренных армян», в Ростовской области приобрел особую значимость фактор национальных меньшинств.
Данное обстоятельство вызывает не только тревогу у местного населения, но и межэтнические инциденты31.
30 См.: Социальные и межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения в регионе.
С.
34-35.
Хоперская Л.
Управление этническими сообществами в Ростовской области // Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ / Под ред.
В.
Тишкова и Е.
Филипповой.
-М.:ОАО «Авиаиздат», 2001.
С.
171-199.


[стр.,121]

121 Одним словом, миграционный прирост в регионе, с одной стороны, восполнял естественные потери населения, а с другой — способствовал росту потенциала интолерантности, конфликтогенности, проявлявшегося в усилении социального напряжения, побуждении к латентному и открытому противостоянию, конфликтам.
Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в присоединении и социальных связях солидарности, принадлежности к группе, идентичности и, как выражение ее крайней формы, этнической нетерпимости.
Трансформация социальной напряженности в межэтническую, по мнению Г.У.
Солдатовой, повышает потребность в этничности, включающей потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности32.
Отсюда понятно почему, как подчеркивает В.С.
Белозеров, этнические мигранты стремятся присоединиться к существующим диаспорам.
При этом прослеживаются разные направления в прибытии и расселении разных групп мигрантов.33 Примечательно, что в регион прибывает трудоспособное население, которое усиливает конкуренцию на рынке труда.
«Новоселы», прежде всего представители кавказских этносов, проявляют большую экономическую активность и встраиваются в сферы торговли, услуг, мелкого и среднего предпринимательства, чем вызывают открытое недовольство со стороны, как местного русского населения, так и русских переселенческих групп и напряженность в межнациональных отношениях.34 Возникающее социальное напряжение вызвано также различиями в культуре, социальном порядке и социальной организации различных этносов, неопределенностью положения мигрантов и, чаще всего, снижением их социального статуса.
Особую специфичность ситуации придают возникшие в это же время, См.: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.
-М., 1998.
С.
335.
33 См.: Белозеров В.С.
Этнодемографические процессы на Северном Кавказе.
-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2ООО.
С.
103-128; Рязанцев С.
Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях.
-Ставрополь; Изд-во СГУ, 1999.
С.
53-59.
34 См.: Пути мира на Северном Кавказе Независимый экспертный доклад.
Под ред.
Тишкова В.А.
М., 1999.
С.9-11.

[Back]