Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 109]

109 противостоянию, конфликтам.
Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в присоединении и социальных связях солидарности, принадлежности к группе, идентичности и, как выражение ее крайней формы, этнической нетерпимости.
Трансформация социальной напряженности в межэтническую, по мнению Г.У.
Солдатовой, повышает потребность в этничности, включающей потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической
безопасности1.
Примечательно, что в регион прибывает трудоспособное население, которое усиливает конкуренцию на рынке труда.
«Новоселы», прежде всего представители кавказских этносов, проявляют большую экономическую активность и встраиваются в сферы торговли, услуг, мелкого и среднего предпринимательства, чем вызывают открытое недовольство со стороны, как местного русского населения, так и русских переселенческих групп и напряженность в межнациональных
отношениях2.
Тем не менее, этноконфессиональная толерантность, межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и традицией народов Дагестана, имеющих больше общих историко-культурных ценностей и общественнополитических установок, чем различий.
Напряженность и конфликты возникают там, как отмечает В.А.
Тишков, где неблагоприятная социальноэкономическая обстановка соединяется с плохим политическим управлением и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного
благополучия3.
Следовательно, совершенствование деятельности органов государства и
1 См.: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.
М., 1998.
С.
335.

2 См.: Белозеров В.С.
Этнодемографические процессы на Северном Кавказе.
Ставрополь: Изд-во СГУ,
2000.
С.
103-128 3 См.: Тишков В.
Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков
В.Л.
Этичность и толерантность в средствах массовой информации.
М.: ИЭ и А РАН, 2002.
С.

10.
[стр. 121]

121 Одним словом, миграционный прирост в регионе, с одной стороны, восполнял естественные потери населения, а с другой — способствовал росту потенциала интолерантности, конфликтогенности, проявлявшегося в усилении социального напряжения, побуждении к латентному и открытому противостоянию, конфликтам.
Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в присоединении и социальных связях солидарности, принадлежности к группе, идентичности и, как выражение ее крайней формы, этнической нетерпимости.
Трансформация социальной напряженности в межэтническую, по мнению Г.У.
Солдатовой, повышает потребность в этничности, включающей потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической
безопасности32.
Отсюда понятно почему, как подчеркивает В.С.
Белозеров, этнические мигранты стремятся присоединиться к существующим диаспорам.
При этом прослеживаются разные направления в прибытии и расселении разных групп мигрантов.33 Примечательно, что в регион прибывает трудоспособное население, которое усиливает конкуренцию на рынке труда.
«Новоселы», прежде всего представители кавказских этносов, проявляют большую экономическую активность и встраиваются в сферы торговли, услуг, мелкого и среднего предпринимательства, чем вызывают открытое недовольство со стороны, как местного русского населения, так и русских переселенческих групп и напряженность в межнациональных
отношениях.34 Возникающее социальное напряжение вызвано также различиями в культуре, социальном порядке и социальной организации различных этносов, неопределенностью положения мигрантов и, чаще всего, снижением их социального статуса.
Особую специфичность ситуации придают возникшие в это же время, См.: Солдатова Г.У.
Психология межэтнической напряженности.
-М., 1998.
С.
335.

33 См.: Белозеров В.С.
Этнодемографические процессы на Северном Кавказе.
-Ставрополь: Изд-во СГУ,
2ООО.
С.
103-128; Рязанцев С.
Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях.
-Ставрополь; Изд-во СГУ, 1999.
С.
53-59.
34 См.: Пути мира на Северном Кавказе Независимый экспертный доклад.
Под ред.
Тишкова В.А.
М., 1999.
С.9-11.


[стр.,146]

146 Таким образом, Северный Кавказ является поликонфессиональным регионом Российской Федерации, определившейся в выборе цели, к которой она движется демократическое общество, правовое государство, интеграция с европейским и мировым сообществом.
Это движение невозможно без развития нормативно-правовой базы свободы совести и вероисповедания, обеспечения законных прав и интересов граждан и религиозных объединений, которые являются важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности, залогом профилактики экстремизма, обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.
Решение этой задачи предполагает тесное сотрудничество государственных институтов, гражданского общества и неправительственных организаций и совершенствование их деятельности.
§ 3.
Совершенствование деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности.
Этноконфессиональная толерантность, межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и традицией народов
Северного Кавказа, имеющих больше общих историко-культурных ценностей и общественнополитических установок, чем различий.
Напряженность и конфликты возникают там, как отмечает В.
А.
Тишков, где неблагоприятная социальноэкономическая обстановка соединяется с плохим политическим управлением и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного
благополучия.64 Следовательно, совершенствование деятельности органов государства и институтов гражданского общества является важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.
Важнейшим институтом формирования этноконфессиональной толерант64 См.: Тишков В.
Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков
В.А.
Этничность и толерантность в средствах массовой информации.
-М.: ИЭ и А РАН, 2002.
С.
10.


[стр.,167]

167 предполагается и реализация в системе образования принципов неопределенности, плюрализма парадигм образования, равноправности культур, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон.
Изучение деятельности в сфере образования по формированию этноконфессиональной толерантности показывает, что для достижения конкретных результатов в этом вопросе требуется целенаправленная работа по следующим направлениям: утверждение в школьной и вузовской системах образования доктрины многокультурности; реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика; развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия; проведение специальной аттестации школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет их собственных знаний и убеждений в вопросах межэтнического и межрелигиозного диалога и установок на культуру мира; разработка школьных методических рекомендаций, создание особых курсов для учителей и родителей с целью привития школьникам негативного отношения к насилию, не разрушая при этом основ патриотического воспитания, которое включает уважение к армии и правоохранительным органам и 90 другие .
Важнейшее место в решении отмеченных задач занимает соответствующее изменение содержания образовательных программ и учебных курсов.
Из них в первую очередь желательна корректировка программ таких предметов как «Обществознание», «Всеобщая история», «Философия», «Социология», «Правоведение», «Культурология», «Политология», «Религиоведение» и др.
При этом, по мнению В.А.
Тишкова, следует «устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалистские и расистские интерпретации и взгляды».90 91 Более того, необходимо «вво90 См.: Тишков В.
Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков
В.А.
Этничность и толерантность в средствах массовой информации.
М.: ИЭ и А РАН, 2002.
С.

12-13.
91 Там же.
С.
12.

[Back]