Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 110]

110 институтов гражданского общества является важным направлением формирования этноконфессионапьной толерантности как фактора обеспечения мира и стабильности в Дагестане.
ф 2.
Перспективы и возможности формирования этноконфсссионалъной толерантности в современном Дагестане Важнейшим институтом формирования этноконфессиональной толерантности является само государство.
Именно государство, его политика могут допускать или создавать климат неравенства, дискриминации и напряженности в обществе, но оно же обладает и всеми средствами обеспечения межэтнического согласия.
Более того, только государство имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия.
Обладая такими возможностями, органы государственной власти и управления в деятельности по формированию этноконфессиональной толерантности, наряду с развитием законодательной базы, обеспечивающей равенство конституционных прав и свобод для граждан любой расы, национальности и вероисповедания,
свои усилия сосредоточивают на выработке национальной и федеративной политики на Северном Кавказе и Дагестане, направленной на достижение мира и согласия.
В этой связи не удивительно, что именно в этом регионе неоднократно проводились встречи, совещания, конференции и другие важные мероприятия по вопросам национальной политики, достижению межнационального и
межконфессионального согласия, формированию толерантности, обеспечению мира и безопасности.
Очевидно, что социально-экономические проблемы выступают мощными детерминантами этноконфессиональных противоречий.
Создание гибкой, мобильной системы взаимодействия органов местного самоуправления и национально-культурных обществ выступает одним из важнейших путей формирования этноконфессиональной толерантности.
В ее
[стр. 146]

146 Таким образом, Северный Кавказ является поликонфессиональным регионом Российской Федерации, определившейся в выборе цели, к которой она движется демократическое общество, правовое государство, интеграция с европейским и мировым сообществом.
Это движение невозможно без развития нормативно-правовой базы свободы совести и вероисповедания, обеспечения законных прав и интересов граждан и религиозных объединений, которые являются важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности, залогом профилактики экстремизма, обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.
Решение этой задачи предполагает тесное сотрудничество государственных институтов, гражданского общества и неправительственных организаций и совершенствование их деятельности.
§ 3.
Совершенствование деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности.
Этноконфессиональная толерантность, межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и традицией народов Северного Кавказа, имеющих больше общих историко-культурных ценностей и общественнополитических установок, чем различий.
Напряженность и конфликты возникают там, как отмечает В.
А.
Тишков, где неблагоприятная социальноэкономическая обстановка соединяется с плохим политическим управлением и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия.64 Следовательно, совершенствование деятельности органов государства и институтов гражданского общества является важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.
Важнейшим институтом формирования этноконфессиональной
толерант64 См.: Тишков В.
Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков В.А.
Этничность и толерантность в средствах массовой информации.
-М.: ИЭ и А РАН, 2002.
С.
10.


[стр.,147]

147 ности является само государство.
Именно государство, его политика могут допускать или создавать климат неравенства, дискриминации и напряженности в обществе, но оно же обладает и всеми средствами обеспечения межэтнического согласия.
Более того, только государство имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия.
Обладая такими возможностями, органы государственной власти и управления в деятельности по формированию этноконфессиональной толерантности, наряду с развитием законодательной базы, обеспечивающей равенство конституционных прав и свобод для граждан любой расы, национальности и вероисповедания,
о чем говорилось в предыдущем параграфе, свои усилия сосредоточивают на выработке национальной и федеративной политики на Северном Кавказе, направленной на достижение мира и согласия, обеспечение безопасности в данном регионе и сохранение целостности Российской Федерации.
В этой связи не удивительно, что именно в этом регионе неоднократно проводились встречи, совещания, конференции и другие важные мероприятия по вопросам национальной политики, достижению межнационального и
межконфессинального согласия, формированию толерантности, обеспечению мира и безопасности.
Так, например, в целях выработки стратегии мира и безопасности на Кавказе еще в июне 1996 года по инициативе российской стороны в Кисловодске состоялась уникальная по своему формату встреча глав государств России, Азербайджана, Армении и Грузии с участием руководителей 12 республик, краев и областей Северного Кавказа субъектов Российской Федерации.
По итогам встречи была подписана Декларация «За межнациональное согласие, мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе».
В январе 1999 г.
в г.
Ессентуки на северокавказском Межнациональном совещании обсуждались проект Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе и первоочередные меры по ее реализации.
Приняв проект Концепции за основу, участники Совещания сочли целесообразным регулярно проводить такие совещания с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций, объе

[стр.,156]

156 министрации КМВ от 21 января 2000 № 3 создан Совет старейшин национальных общин, казачества и общественных организаций при администрации КМВ.
Здесь активную роль в стабилизации межнациональных отношений, формировании этноконфессиональной толерантности играют общественные центры, созданные в городах Пятигорске, Кисловодске и объединяющие различные национально-культурные автономии и организации79.
......Так, например, в г.
Кисловодске в 1991 г.
как учреждение культуры был создан Межнациональный центр «Дружба».
В 1997 г.
в соответствии с расширением поля деятельности и по просьбе представителей национальных землячеств Центру присвоен новый статус муниципального учреждения при администрации г.
Кисловодска.
Первоначальные задачи Центра включали в себя: объединение представителей всех национальностей города на основе взаимоуважения и сотрудничества; сохранение и приумножение культурных традиций; развитие толерантности в полиэтничной среде и другие.
Главной целью деятельности Центра является профилактика межнациональных конфликтов, поддержание мира и согласия в многонациональном городе.
При непосредственной консультативной и организационной помощи Центра в Кисловодске созданы национальные общины: армянская «Крунк», грузинская «Иверия», карачаевская «Алан», славянская «Славяне», осетинская «Иристон», греческая «Патрида», абазинская «Абазаита», народов Дагестана «Дагестан», черкесская «Адыгэ-Хасэ», а также Кисловодске го отдела Терского казачьего войска.
Создание гибкой, мобильной системы взаимодействия органов местного самоуправления и национально-культурных обществ выступает одним из важнейших путей формирования этноконфессиональной толерантности.
В ее
осуществлении Центр учитывает: а) этносоциальный и этнопсихологический портрет этносов и этнических групп; б) типы и характеристики конкретных этнокультурных организаций; в) социально-экономические, этно79 См.: Аствацатурова М.А.
Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион).
-Ростов-на-Дону Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002.
С.
562588.

[Back]