123 обобществившееся человечество», при котором отмирают все и всякие формы насилия. Но процесс этот весьма сложен и долог и требует значительных усилий всего человечества. Изучение деятельности в сфере образования по формированию этноконфессиональной толерантности показывает, что для достижения конкретных результатов в этом вопросе требуется целенаправленная работа по следующим направлениям: утверждение в школьной и вузовской системах образования доктрины многокультурности; реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностною унижения представителей других национальностей и расового облика; развитие художественной самодеятельное ги на основе различных народных традиций и культурного наследия; проведение специальной аттестации школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет их собственных знаний и убеждений в вопросах межэтнического и межрелигиозного диалога и установок на культуру мира; разработка школьных методических рекомендаций, создание особых курсов для учителей и родителей с целью привития школьникам негативного отношения к насилию, не разрушая при этом основ патриотического воспитания, которое включает уважение к армии и правоохранительным органам и другие1. Важнейшее место в решении отмеченных задач занимает соответствующее изменение содержания образовательных программ и учебных курсов. Из них в первую очередь желательна корректировка программ таких предметов как «Обществознание», «Философия», «Социология», «Культурология», «Политология», «Религиоведение» и др. При этом, по мнению В.А. Тишкова, следует «устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие 1 См.: Тишков В. Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тншков В.А. Этичность и толерантность в средствах массовой информации. М.: ИЭ и А РАН, 2002. С. 12-13. |
167 предполагается и реализация в системе образования принципов неопределенности, плюрализма парадигм образования, равноправности культур, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон. Изучение деятельности в сфере образования по формированию этноконфессиональной толерантности показывает, что для достижения конкретных результатов в этом вопросе требуется целенаправленная работа по следующим направлениям: утверждение в школьной и вузовской системах образования доктрины многокультурности; реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика; развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия; проведение специальной аттестации школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет их собственных знаний и убеждений в вопросах межэтнического и межрелигиозного диалога и установок на культуру мира; разработка школьных методических рекомендаций, создание особых курсов для учителей и родителей с целью привития школьникам негативного отношения к насилию, не разрушая при этом основ патриотического воспитания, которое включает уважение к армии и правоохранительным органам и 90 другие . Важнейшее место в решении отмеченных задач занимает соответствующее изменение содержания образовательных программ и учебных курсов. Из них в первую очередь желательна корректировка программ таких предметов как «Обществознание», «Всеобщая история», «Философия», «Социология», «Правоведение», «Культурология», «Политология», «Религиоведение» и др. При этом, по мнению В.А. Тишкова, следует «устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалистские и расистские интерпретации и взгляды».90 91 Более того, необходимо «вво90 См.: Тишков В. Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: ИЭ и А РАН, 2002. С. 12-13. 91 Там же. С. 12. |