Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 125]

125 значения, а 80,6 % махачкалинцев выразили желание учиться в многонациональном классе1 2.
Подобные результаты позволяют исследователям констатировать, что «в целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории
ноликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.»2.
Усвоение этих понятий облегчает взаимопонимание молодых людей, способствует улучшению межличностных отношений учащихся и студентов, представляющих разные этнические и религиозные группы, что подтверждается социологическими исследованиями.
Например, изучение состояния межнациональных отношений в полиэтнической, поликонфессиональной и полилингвистической студенческой среде, полученные тем же межвузовским центром в Дагестане, свидетельствует о том, что, при наличии отдельных проблем в этом вопросе, студенты не видят в них «детонатора» межнациональных конфликтов.
Они не считают людей другой национальности врагами или соперниками, более того, они предпочитают с ними дружить и не видят препятствий для
вступления в брак с представителями других национальностей.
Как отмечает Л.Х.
Авшалумова, такие выводы радуют, и определяют
1 Авшалумова Л.Х.
Воспитание молодежи в духе толерантности как фактор решения межрелигиозных и межэтнических проблем //Государство и религия в Дагестане.
Информ.

аиалит.
бюллетень № 1.
Махачкала.
Изд-во Дагпресс, 2002.
С.

39-40.

2 Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л.
Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика.
1999.
№ 4.
С.

8-9.
[стр. 168]

168 дить в систему образования всех уровней методические разработки, программы, формирующие у молодежи культуру межнационального общения, дружбу, веротерпимость»92.
Некоторый опыт введения в систему образования целевых программ в интересах повышения нравственной культуры учащихся, формирования у них качеств взаимного согласия, терпимости и миролюбия уже накоплен в ряде образовательных учреждений Северо-Кавказского региона.
Так, например, в средней школе № 34 г.
Ставрополя по результатам предварительно апробированной в начальной школе программы ввели в учебно-воспитательный процесс дисциплину «Азбука этики», содержащую проблематику толерантности, и создали „творческую группу учителей по ее внедрению под руководством автора программы Ериной Э.Г.93 Развитию толерантных взаимоотношений на основе сближения обучения с духовным воспитанием учащихся, поддержанию лучших традиций всех этносов, представленных в школе, уделяют внимание педагоги средней школы № 9 Кировского района Ставропольского края94.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и поликонфессиональности населения Северного Кавказа формирование толерантных начал носит многоплановый характер и не может не приобретать характер поликультурного образования.
Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, называются следующие95: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные 92 Авшалумова Л.Х.
Воспитание молодежи в духе толерантности как фактор решения межрелигиозных и межэтнических проблем // Государство и религия в Дагестане.
Информ.

аналит.
бюллетень № 1.
Махачкала.
Изд-во Дагпресс, 2002.
С.

38.
93 См.: Лаврентьева Л.И.
Духовно-нравственное воспитание учащихся: целостный подход // Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002 г.).
-Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
С.
31.
94 См.: Сидоренко П.Н.
О духовно-нравственной парадигме воспитания // Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции (26 марта 2002 г.).
-Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
С.
26-27.
95 Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л.
Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика.
1999.
№ 4.
С.

6.


[стр.,169]

169 культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире, России и на Северном Кавказе, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Интересные данные были получены межвузовским центром «Формирование культуры межнационального общения» в Республике Дагестан в 2001 году в результате опроса, проведенного среди детей — школьников, о взаимоотношениях между представителями разных этнических и конфессиональных групп.
Так, 96,6 % городских детей в республике заявили, что для дружбы национальность не имеет никакого значения, а 80,6 % махачкалинцев выразили желание учиться в многонациональном классе.96 Подобные результаты позволяют исследователям констатировать, что «в целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.»97.
96 Авшалумова Л.Х.
Воспитание молодежи в духе толерантности как фактор решения межрелигиозных и межэтнических проблем // Государство и религия в Дагестане.
Информ.

аналит.
бюллетень № 1.
Махачкала.
Изд-во Дагпресс, 2002.
С.
39-40.

97 Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л.
Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика.
1999.
№ 4.
С.
8-9.


[стр.,170]

170 Усвоение этих понятий облегчает взаимопонимание молодых людей, способствует улучшению межличностных отношений учащихся и студентов, представляющих разные этнические и религиозные группы, что подтверждается социологическими исследованиями.
Например, изучение состояния межнациональных отношений в полиэтнической, поликонфессиональной и полилингвистической студенческой среде, полученные тем же межвузовским центром в Дагестане, свидетельствует о том, что, при наличии отдельных проблем в этом вопросе, студенты не видят в них «детонатора» межнациональных конфликтов.
Они не считают людей другой национальности врагами или соперниками, более того, они предпочитают с ними дружить и не видят препятствий для
вступ98 ления в брак с представителями других национальностей .
Как отмечает Л.Х.
Авшалумова, такие выводы радуют, и определяют
стратегию дальнейшего воспитания молодого человека с учетом того, что оно не должно быть оторванным от национально-исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа.
Естественно, при этом отдается приоритет тем элементам национальной культуры, которые могли бы стать составной частью общечеловеческих ценностей".
Особое внимание в программе поликультурного образования уделяется обучению учащихся культуре мира и правам человека.
В практической реализации этой программы ценную помощь оказывают публикации, подготовленные Центром социальных инноваций в рамках проекта «Воспитание толерантности в условиях российской школы».
Среди них сборник98 99 100, содержащий конкретные методические разработки и программы, направленные на формирование у учеников средней школы терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личных особенностей, убеждений, этнической или религиозной принадлежности.
Как важную составляющую в воспитании старшекласс98 См.: Авшалумова Л.Х.
Воспитание молодежи в духе толерантности как фактор решения межрелигиозных и межэтнических проблем // Государство и религия в Дагестане.
Информ.

аналит.
бюллетень № 1.
Махачкала.
Изд-во Дагпресс, 2002.
С.
39.

99 См.: Там же.
С.
40.
100 См.: На пути к толерантному сознанию / Отв.
Ред.
А.Г.
Асмолов.
-М.: Смысл, 2000.
-255с.

[Back]