Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 130]

130 межрасовых отношений и в отношениях между представителями различных вероисповеданий.
Все отмеченные показатели этноконфессиональной толерантности в той или иной степени оказывают влияние на состояние общества, способствуя снижению уровня имеющихся в нем напряженности, вызовов, рисков, опасностей, угроз и социальных страхов, выступая тем самым в качестве важнейшего фактора обеспечения мира и
стабильности.
Проведенное исследование имеет определенное теоретическое и практическое значение.
В теоретическом плане результаты исследования позволяю т расширить область научного применения понятия «этноконфессиональная толерантность»,
раскрыть диалектическую взаимосвязь между этноконфессиональной толерантностью и обеспечением мирного диалога между представителями различных этнических и религиозных групп, конструктивного переговорного процесса между ними.
На основе полученного знания появляется возможность углубить понимание современной национальной политики в РФ и ее субъектах, осмыслить региональные проблемы достижения стабильности, конкретизировать представления о ненасильственных путях обеспечения мира и безопасности.
Оцениваемые с этих позиций результаты исследования имеют практическое значение и могут быть применены при разработке основ национальной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, полезны при реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» для разработки научно-методических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом,
поликоифессионалыюм Северном Кавказе.
Результаты диссертационного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса формирования этноконфессиональной толерантности как фактора
[стр. 13]

13 Теоретическая и практическая значимость исследования.
Основные теоретические выводы и обобщения, полученные диссертантом в результате проведенного исследования, могут быть применены при разработке основ национальной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, использованы в учебном процессе в вузах при преподавании курсов политологии, религиоведения, этноконфликтологии, а также при разработке специальных и факультативных курсов.
Работа может быть полезна при реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» для разработки научно-методических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом, поликонфессиональном Северном Кавказе, а также при выполнении мероприятий, осуществляемых в Ставропольском крае в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.).
Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти, взаимодействующими с религиозными и общественными организациями, участниками народной дипломатии и миротворческих миссий, представителями национально-культурных автономий и объединений, полномочными представительствами в регионах Российской Федерации в работе по реализации государственной национальной политики, гармонизации межнациональных отношений, формированию этноконфессиональной толерантности и достижению согласия среди населения.
Апробация работы осуществлена диссертантом в форме выступлений на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета, на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.
Жуковского, в публикациях в сборниках научных трудов Ставропольского государственного университета и других вузов края, в выступлениях на научных конференциях:

[стр.,185]

185 • отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между представителями различных вероисповеданий.
Все отмеченные показатели этноконфессиональной толерантности в той или "иной степени оказывают влияние на состояние общества, способствуя снижению уровня имеющихся в нем напряженности, вызовов, рисков, опасностей, угроз и социальных страхов, выступая тем самым в качестве важнейшего фактора обеспечения мира и
безопасности.
Проведенное исследование имеет определенное теоретическое и практическое значение.
В теоретическом плане результаты исследования позволяют расширить область научного применения понятия «этноконфессиональная толерантность»,
конкретизировать его объяснительные возможности в области этнополитической конфликтологии и политических процессов.
Применительно к указанной научной области значение исследования состоит в раскрытии связей между этноконфессиональной толерантностью и обеспечением мирного диалога между представителями различных этнических и религиозных групп, конструктивного переговорного процесса между субъектами политических отношений на разных уровнях, нахождение консенсуса между переговорщиками, социальными общностями по несовпадающим вопросам, поиск политических союзников, дипломатия (особенно превентивные дипломатические действия), гибкая тактика в пред и постконфликтных ситуациях и др.
На основе полученного знания появляется возможность углубить понимание современной национальной политики в РФ и ее субъектах, осмыслить региональные проблемы достижения стабильности, конкретизировать представления о ненасильственных путях обеспечения мира и безопасности.
Оцениваемые с этих позиций результаты исследования имеют практическое значение и могут быть применены при разработке основ национальной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, полезны при реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профи


[стр.,186]

186 лактика экстремизма в российском обществе» для разработки научнометодических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом, поликонфессиональном Северном Кавказе, а также при выполнении мероприятий, осуществляемых в регионе в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.).
Результаты диссертационного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса формирования этноконфессиональной толерантности как фактора
обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: 1.
Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия институтов государства и гражданского общества по вопросам обеспечения мира и безопасности.
Этим целям могли бы послужить: а) расширение полномочий и активизация деятельности Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по достижению взаимопонимания, терпимости и согласия среди народов и конфессий, духовно-нравственному оздоровлению общества; б) активное использование опыта и традиций народов Кавказа по разрешению конфликтов, механизма согласования интересов и достижения мира.
Это элементы института гражданского общества: маслиата (примирения), старейшин, посредничества, куначества, аталычества, временные суды для разрешения споров и многое другое.
2.
В публикациях анализирующих этноконфессиональные отношения и процессы на Северном Кавказе, как правило, делается акцент только на конфликтности, напряженности, дезинтеграции, распаде и т.п., хотя этим не охватывается вся палитра многокрасочной картины Северо-Кавказского региона.
Ради объективности целесообразно уйти от мифологемы, что Кавказ изначально конфликтен в силу цивилизованно-культурного разнообразия, а северокавказские народы якобы не способны к мирному сосуществованию и взаимодействию

[Back]