131 обеспечения мира и стабильности в Дагестане: 1. Современная этноконфессиональная ситуация в Дагестане диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия институтов государства и гражданского общества по вопросам обеспечения мира и безопасности. Этим целям могли бы послужить: а) расширение полномочий и активизация деятельности Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по достижению взаимопонимания, терпимости и согласия среди народов и конфессий, духовно-нравственному оздоровлению общества; б) активное использование опыта и традиций народов Дагестана по разрешению конфликтов, механизма согласования интересов и достижения мира. Это элементы института гражданского общества: маслиата (примирения), старейшин, посредничества, куначества, аталычества, временные суды для разрешения споров и многое другое. 2. В публикациях анализирующих этноконфессиональные отношения и процессы в Дагестане, как правило, делается акцент только на конфликтности, напряженности, дезинтеграции, распаде и т.п., хотя этим не охватывается вся палитра многокрасочной картины этого региона. Ради объективности целесообразно уйти от мифологемы, что Дагестан изначально конфликтен в силу цивилизованно-культурного разнообразия, а его народы якобы не способны к мирному сосуществованию и взаимодействию. 3. Мир и стабильность начинается с взаимопонимания, терпимости, согласия, толерантности, через духовность, культуру. Решению задачи формирования этноконфессиональной толерантности как фактора мира и безопасности могло бы способствовать создание культурного центранакопителя и распространителя богатого опыта культурного и духовного обмена, а также эталона достойного и разумного сочетания традиционных |
186 лактика экстремизма в российском обществе» для разработки научнометодических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом, поликонфессиональном Северном Кавказе, а также при выполнении мероприятий, осуществляемых в регионе в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.). Результаты диссертационного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: 1. Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия институтов государства и гражданского общества по вопросам обеспечения мира и безопасности. Этим целям могли бы послужить: а) расширение полномочий и активизация деятельности Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по достижению взаимопонимания, терпимости и согласия среди народов и конфессий, духовно-нравственному оздоровлению общества; б) активное использование опыта и традиций народов Кавказа по разрешению конфликтов, механизма согласования интересов и достижения мира. Это элементы института гражданского общества: маслиата (примирения), старейшин, посредничества, куначества, аталычества, временные суды для разрешения споров и многое другое. 2. В публикациях анализирующих этноконфессиональные отношения и процессы на Северном Кавказе, как правило, делается акцент только на конфликтности, напряженности, дезинтеграции, распаде и т.п., хотя этим не охватывается вся палитра многокрасочной картины Северо-Кавказского региона. Ради объективности целесообразно уйти от мифологемы, что Кавказ изначально конфликтен в силу цивилизованно-культурного разнообразия, а северокавказские народы якобы не способны к мирному сосуществованию и взаимодействию 187 3. Мир и безопасность начинается с взаимопонимания, терпимости, согласия, толерантности, через духовность, культуру. Решению задачи формирования этноконфессиональной толерантности как фактора мира и безопасности могло бы способствовать создание общекавказского культурного центранакопителя и распространителя богатого опыта культурного и духовного обмена, а также эталона достойного и разумного сочетания традиционных устоев Запада и Востока, присущего менталитету Кавказа на протяжении тысячелетий. 4. На Кавказе сошлись все крупнейшие мировые конфессии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура кавказских народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидным является тот факт, что без учета всех особенностей и своеобразия религиозных феноменов практически невозможно строить диалог культур, невозможно их сотрудничество и формирование толерантности в целом. Необходимо раскрыть мощный потенциал мира, справедливости, гуманизма и согласия, которые несут в себе религия и конфессиональные общины Северного Кавказа, прежде всего, наиболее распространенные, влиятельные и авторитетные в этом регионе: ислам и православие. 5. Кавказ уникальный географический и геополитический центр формирования культуры, «солнечное сплетение культур, этносов, многообразия различных народов» (Ю.А. Жданов). Это культурное соцветие имеет богатый опыт миротворчества, совместных акций деятелей культуры, литературы и искусства, проведения взаимных дней, недель и декад культуры, нынешние фестивали искусств «Мир-Кавказу» и т.д., вносящих неоценимый вклад в дело мира и безопасности на Северном Кавказе. На наш взгляд, следовало бы поддержать предложение об учреждении в Южном федеральном округе РФ ежегодной премии за большой вклад в дело обеспечения мира на Кавказе. / |