14 нетронутой в протестантских странах, с той лишь разницей, что здесь она скорее оказывается полезной государству, чем церкви.1 В период Возрождения идеи толерантности были связаны с восстановлением прав и достоинства человеческой личности, ее индивидуальности и независимости от церкви, а в движении Реформации возникновением протестантского направления в христианстве, пересмотром фундаментальных догматов католицизма и формированием мировоззрения, отвечающего потребностям развития рациональных экономических отношений, которые сформулировал М. Вебер как «дух капитализма». Качественным скачком в развитии идей толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе, давшим толчок развитию либерализма в Новое время. Прежде чем прийти к анализу философского понятия «толерантность», необходимо проанализировать понятия, близкие по значению к исследуемому объекту: терпение, терпимость, справедливость, ненасилие, а также противоположные по значению нетерпимость, враждебность, кон фликтность. «Терпение», «терпимость», на первый взгляд, наиболее близки к понятию толерантности. Более того, толерантность в обыденном сознании трактуется именно как терпимость. Глагол «терпеть» словарь В. Даля определяет как нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться.2 Прилагательное «терпеливый» характеризуется как спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный. В. Даль терпимым 1 См.: Гусасва К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности.Махачкала, 2006. С. 260-261. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4: Р-У. М.: Рус. яз.. 1998. С.401 |
«Договоренность» словарь С.И.Ожегова и словарь синонимов определяют примерно одинаково как «соглашение, согласованность на основе предварительных переговоров» [132,152]. Толерантность, безусловно, включает в себя соглашение, коммуникацию, но ими не ограничивается. Способность договориться можно рассматривать как одну из составляющих толерантности. Довольно часто в современной литературе толерантность понимается как плюрализм (лат. р1игаП$ множественный). В Большом Российском энциклопедическом словаре, где объясняется содержание понятия плюрализма в онтологическом и гносеологическом аспектах, он рассмагривается как «философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания» [18,1197]. Дж.Лакс характеризует понятие «плюрализм» в философско-антропологическом аспекте, понимая под плюрализмом человеческой природы ее множественность [97,109]. С нашей точки зрения, «толерантность» и «плюрализм» имеют сходство (признание множественности равноценных позиций) и целый ряд принципиальных различий, среди которых наиболее существенными являются два. Во-первых, при установлении толерантных отношений, в отличие от отношений плюрализма, мнения, идеи, точки зрения, ценности находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве друг с другом. Вовторых, если плюрализм допускает высказывание и существование различных мнений, идей, ценностей, то толерантность не всеядна и исключает (не оправдывает) человеконенавистнические представления и поступки. «Терпение», «терпимость», на первый взгляд, наиболее близки к понятию толерантности. Более того, толерантность в обыденном сознании трактуется именно как терпимость. Глагол «терпеть» словарь В.Даля определяет как нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться [49,401]. Прилагательное «терпеливый» характеризуется как спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный». В.Даль терпимым называет то, «что или кого терпят только по милосердию, снисхождению» [49,402]. Но снисхождение, милосердие предполагают изначальное 15 |