Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 16]

16 Толерантность не сводится к равноправию, но основывается на нем как на одном из исходных пунктов.
Наконец, существует еще одно понятие, которое иногда приравнивают по содержанию к «толерантности», а именно, «ненасилие».
«Ненасилие» и «насилие» лучше понимать, рассматривая их в контексте соотнесения друг с другом.
Например, при анализе проблемы ответа на насилие А.А.
Гусейнов называет три
возможные линии поведения при реакции на насилие: пассивность, ответное насилие и активное ненасильственное сопротивление1.
Последнее строится на таких принципах поведения как готовность к диалогу и компромиссу; критическое отношение к собственному поведению, желание понять оппонента, взглянуть на ситуацию его глазами; различение личности и поведения; открытость взаимоотношений.
С нашей точки зрения, данные принципы поведения выражают основное содержание понятия «толерантность».
Известное в истории философии понятие «непротивление злу насилием» характеризует позицию пассивности при столкновении с насилием.

Л.
Круглов усматривает в этой формуле софизм, в связи с чем предлагает определять непротивление как «иеорганизацию добра насилием»2.
Понятие «нетерпимость» адекватно по содержанию понятию «враждебность», в основе которой лежит неприятие другого (других), чужих интересов, ценностей, идей, позиций, отношение к другому как к чужому, врагу, неприятелю.
«Нетерпимость» означает отказ от плюрализма в отношениях индивида с другим, закрытость по отношению к другому.
Нетерпимость ведет к деспотизму
шш фанатизму, тогда как толерантность означает открытость по отношению к другому и отказ от позиции иерархизма, давления.
Как видно, понятие «толерантность» в философской антропологии 1 Гусейнов А.А.
Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии.
1994.
№6.
С.35-41.
2 Круглов А.
Терпимость // Здравый смысл.
1998.
№9.
С.
15-28.
[стр. 16]

неравенство взаимодействующих сторон.
При этом одна из сторон выступает в качестве носителя и дарителя милости, т.е.
ее положение возвышено и приоритетно.
Другая сторона унижена, она не заслужила, ей изначально не принадлежат равные блага, ей дарят милость.
Толерантность в нашем понимании исходит из равенства сторон: и та, и другая является достойным и равноценным партнером.
Терпимость обозначает склонность индивидов к великодушию, восприятию людей такими, каковы они есть, тогда как толерантность есть способность индивидов к осознанию своего долга перед другими.
Между терпимостью и толерантностью можно провести и еще одну грань различия.
Терпимость можно выразить в следующей формуле: «Я тебя терплю, т.е.
просто допускаю твое существование».
Таким образом, терпимость не включает в себя обязательности взаимодействия.
Толерантность же, в первую очередь, представляет активное общение, коммуникацию, диалог, взаимопроникновение интересов, ценностей в процессе общения.
«Справедливость» является еще одним понятием, содержание которого отчасти совпадает с содержанием понятия толерантность.
Согласно словарю С.И.Ожегова, справедливость означает беспристрастие [132,674], а оказать комулибо справедливость значит «признать за кем-чем-нибудь какие-нибудь достоинства» [132,674].
Одной из сущностных сторон толерантности является признание ценности личности, умение выделить среди общего набора свойств и характериегик человека уникальные, и потому наиболее значимые особенности.
Кроме того, справедливость состоит в установлении равноправных отношений между взаимодействующими сторонами.
Толерантность не сводится к равноправию, но основывается на нем как на одном из исходных пунктов.
Наконец, существует еще одно понятие, которое иногда приравнивают по содержанию к «толерантности», а именно, «ненасилие».
«Ненасилие» и «насилие» лучше понимать, рассматривая их в контексте соотнесения друг с другом.
Например, при анализе проблемы ответа на насилие А.А.Гусейнов называет три
16

[стр.,17]

возможные линии поведения при реакции на насилие: пассивность, ответное насилие и активное ненасильственное сопротивление [45].
Последнее строится на таких принципах поведения как готовность к диалогу и компромиссу; критическое отношение к собственному поведению, желание понять оппонента, взглянуть на ситуацию его глазами; различение личности и поведения; открытость взаимоотношений.
С нашей точки зрения, данные принципы поведения выражают основное содержание понятия «толерантность».
Известное в истории философии понятие «непротивление злу насилием» характеризует позицию пассивности при столкновении с насилием.

А.Круглов усматривает в этой формуле софизм, в связи с чем предлагает определять непротивление как «неорганизацию добра насилием» [89,17].
Понятие «нетерпимость» адекватно по содержанию понятию «враждебность», в основе которой лежит неприятие другого (других), чужих интересов, ценностей, идей, позиций, отношение к другому как к чужому, врагу, неприятелю.
«Нетерпимость» означает отказ от плюрализма в отношениях индивида с другим, закрытость по отношению к другому.
Нетерпимость ведет к деспотизму
или фанатизму, тогда как толерантность означает открытость по отношению к другому и отказ от позиции иерархизма, давления.
«Равнодушие» в словаре С.И.Ожегова [132,567] объясняется как безразличие, безучастность, лишение интереса к чему-либо, кому-либо.
Выражая безразличие, равнодушный человек, показывает, что самым интересным и значительным для него в жизни является собственная персона, личные интересы, поэтому равнодушного можно назвать эгоистом.
Равнодушие одинаково закрывает глаза и на добро, и на зло, с его молчаливого согласия может совершиться любая несправедливость.
Толерантность и равнодушие принципиально различны.
Толерантные взаимоотношения предполагают заинтересованность в другом, активный поиск оснований для взаимоотношения с другим.
17

[Back]