17 многозначно. Оно характеризует и качество личности, и моральное правило, и принцип деятельности, и принцип отношений между индивидами. «Толерантность» как качество личности выражает способность индивида к договоренностям, склонность к доброжелательности, доброте, уважению к инакомыслию. «Толерантность» как моральное правило означает требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому к человеку следует относиться как к цели и высшей ценности, а не как к средству. «Толерантность» как принцип деятельности и поведения указывает на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и примирение интересов. «Толерантность» как принцип отношений между индивидами характеризует стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу. Философия, хотя и существует более двух тысяч лет, все так же сохраняет свою актуальность в любую эпоху развития человечества. Причина отчасти кроется в ее динамичности, выражающейся в постоянном аккумулировании новых граней человеческой жизни, что подтверждается появлением ранее не существовавших отраслей и проблем философского знания. Одной из таких философских проблем является проблема толерантности, хотя сам термин в его нынешнем понимании возникает сравнительно недавно в эпоху Реформации. Исторически сложились следующие версии толерантности, к которым можно отнести натуралистическую, психоаналитическую, коммуникативную, и этико-аксиологическую. Методологическим основанием данной типологии является различное понимание сущности человека в истории философской мысли. Натуралистическая этика предполагает рассмотрение человеческого поведения в рамках законов, определяемых природой. Главная идея этой этики заключается в кредо: «Жить в соответствии с природой». В учениях такого рода предполагается существование некоего естественного добра и |
Наиболее корректно понятия «нейтральный», «нейтралитет» описываются в словаре В.Дапя. Нейтральный (лат. пеШгит, ни то, ни другое) означает «ничей, ничьих, в стороне, не держащийся ни которой стороны... держаться в чуже» [48,520]. Нейтралитет имеет смысл воздержания, невмешательства. В этическом плане «нейтралитет» обозначает право на личную позицию, отличную от позиции конфликтующих сторон, и применяется для характеристики конкретных обстоятельств, в зависимости от которых он имеет позитивное или негативное значение. Но нейтралитет между позициями, утверждающими зло или добро, означает этическую позицию попустительсгва злу, равнодушия в позиции нравственного выбора, отстраненности, тогда как толерантность включает в себя со-участие, сопереживание, со-действие, со-общение. Понятие «толерантность» в философской антропологии многозначно. Оно характеризует и качество личности, и моральное правило, и принцип деятельности, и принцип отношений между индивидами. «Толерантность» как качество личности выражает способность индивида к договоренностям, склонность к доброжелательности, доброте, уважению к инакомыслию. «Толерантность» как моральное правило означает требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому к человеку следует относиться как к цели и высшей ценности, а не как к средству. «Толерантность» как принцип деятельности и поведения указывает на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и примирение интересов. «Толерантность» как принцип отношений между индивидами характеризует стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу. 18 § 1. Феномен толерантности в истории философской мысли: проблема основания Философия, хотя и существует более двух тысяч лет, тем не менее сохраняет свою актуальность в любую эпоху развития человечества. Причина отчасти кроется в ее динамичности, выражающейся в постоянном аккумулировании новых граней человеческой жизни, что подтверждается появлением ранее не существовавших отраслей и проблем философского знания. Кроме того, философии удается всегда идти в ногу со временем в силу того, что разрабатываемые ею проблемы относятся к числу вечных вопросов человечества. Одной из таких философских проблем является проблема толерантности, хотя сам термин в его нынешнем понимании возникает сравнительно недавно, в эпоху Реформации. Однако, проблема терпимого отношения между людьми была поставлена задолго до нее. При рассмотрении толерантности в работе используется логический метод, позволяющий выделить философские версии толерантности, к которым можно отнести натуралистическую, психоаналитическую, коммуникативную, и этикоаксиологическую. Методологическим основанием данной типологии является различное понимание сущности человека в истории философской мысли. Натуралистическая версия толерантности Натуралистическая этика предполагает рассмотрение человеческого поведения в рамках законов, определяемых природой. Главная идея этой этики заключается в кредо: «Жить в соответствии с природой». В учениях такого рода предполагается существование некоего естественного добра и естественного зла. Понимание толерантности в данной модели опирается на антропологическое учение соматизма, согласно которому сущность человека является природно-телесной. Идеи природного человека и естественного равенства людей разрабатывались в философии Возрождения и Просвещения (М.Монтень, Т.Гоббс, Ж.Ламетри, Л.Фейербах). Но в отличие от Т.Гоббса, который признавал в естественный период существования общества враждебность, интолерантность естественным качеством человека, относя19 |