Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 18]

18 естественного зла.
Понимание толерантности в данной модели опирается на антропологическое учение соматизма, согласно которому сущность человека является природно-телесной.
Идеи природного человека и естественного равенства людей разрабатывались в философии Возрождения и Просвещения (М.
Монтень, Т.
Гоббс, Ж.
Ламетри, Л.
Фейербах).
Но в отличие от Т.
Гоббса, который признавал в естественный период существования общества враждебность, интолерантность естественным качеством человека,
относящимся к его животной природе и обусловливающим «войну всех против всех», соматические представления М.
Монтеня имеют гуманистический характер.
Выступая с критикой теологических представлений о бессмертии души, философ считал человека полностью смертным и смертность — законом природы.
«И раз смерть неизбежна, не все ли равно, когда она явится? заявлял он Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».1
2 Он признавал телесность сущностью человека, и решал психологические проблемы, опираясь на понимание физической организации человека.
В отличие от Т.
Гоббса, выводившего из соматизма интолерантность людей, М.
Монтень подчеркивал, что людям от природы присуща терпимость, а враждебность обусловлена различными социальными причинами (политический строй, война и т.д.).
Терпимость он характеризует натуралистически как естественное качество человека: «Нет, кажется, ничего, к чему бы природа толкала нас более, чем к дружескому общению» .
Эти идеи М.Монтеня позволяют его рассматривать в качестве предтечи проблематики персональной идентичности, разрабатываемой в XVIII веке Дж.
Локком и Д.
Юмом.
Для соматизма являются нетипичными рассуждения М.Монтеня об общении и толерантности, что можно объяснить лишь
1 .
Монтень М.
Опыты.
Избранные произведения в 3 т.
Т.1.
Пер.
с фраиц.
М.: Голос, 1957-1960.
С.117.
2 См.
там же.
С.237.
[стр. 19]

§ 1.
Феномен толерантности в истории философской мысли: проблема основания Философия, хотя и существует более двух тысяч лет, тем не менее сохраняет свою актуальность в любую эпоху развития человечества.
Причина отчасти кроется в ее динамичности, выражающейся в постоянном аккумулировании новых граней человеческой жизни, что подтверждается появлением ранее не существовавших отраслей и проблем философского знания.
Кроме того, философии удается всегда идти в ногу со временем в силу того, что разрабатываемые ею проблемы относятся к числу вечных вопросов человечества.
Одной из таких философских проблем является проблема толерантности, хотя сам термин в его нынешнем понимании возникает сравнительно недавно, в эпоху Реформации.
Однако, проблема терпимого отношения между людьми была поставлена задолго до нее.
При рассмотрении толерантности в работе используется логический метод, позволяющий выделить философские версии толерантности, к которым можно отнести натуралистическую, психоаналитическую, коммуникативную, и этикоаксиологическую.
Методологическим основанием данной типологии является различное понимание сущности человека в истории философской мысли.
Натуралистическая версия толерантности Натуралистическая этика предполагает рассмотрение человеческого поведения в рамках законов, определяемых природой.
Главная идея этой этики заключается в кредо: «Жить в соответствии с природой».
В учениях такого рода предполагается существование некоего естественного добра и естественного зла.
Понимание толерантности в данной модели опирается на антропологическое учение соматизма, согласно которому сущность человека является природно-телесной.
Идеи природного человека и естественного равенства людей разрабатывались в философии Возрождения и Просвещения (М.Монтень, Т.Гоббс, Ж.Ламетри, Л.Фейербах).
Но в отличие от Т.Гоббса, который признавал в естественный период существования общества враждебность, интолерантность естественным качеством человека,
относя19

[стр.,20]

щимся к его животной природе и обусловливающим «войну всех против всех», соматические представления М.Монтеня имеют гуманистический характер.
Выступая с критикой теологических представлений о бессмертии души, философ считал человека полностью смертным и смертность законом природы.
«И раз смерть неизбежна, не все ли равно, когда она явится? заявлял он.
Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа»
[120,117].
Он признавал телесность сущностью человека, и решал психологические проблемы, опираясь на понимание физической организации человека
[120,487].
Мораль, по его мнению, имеет природную основу: «Строящаяся на природных основаниях нравственность исходит из нерасторжимого единства души и тела, физической и духовной природы человека, имея в виду благо человека как целого.
Благо человека не есть благо души, противопоставляемой телу.
Душа зависит от тела, связана с ним не только в своей познавательной способности: все ее действия осуществляются с помощью различных частей тела» [38,227].
Терпимость присуща каждому человеку как живому телесному существу, которое должно жить совместно с другими: «Нет, кажется, ничего, к чему бы природа толкала нас более, чем к дружескому общению» [38,237].
В отличие от Т.Гоббса, выводившего из соматизма интолерантность людей, М.Монтень подчеркивал, что людям от природы присуща терпимость, а враждебность обусловлена различными социальными причинами (политический строй, война и т.д.).
Терпимость он характеризует натуралистически как естественное качество человека: «Нет, кажется, ничего, к чему бы природа толкала нас более, чем к дружескому общению»
[120,237].
Дружбу он отличает от привязанностей (родственной, общественной, любовной, гостеприимства).
Но если большинство привязанностей имеет естественный характер, то в дружбе на первое место выходят свободная воля и выбор.
Поэтому «соответствие склонностей и душевное 20

[стр.,22]

полчеловека» [120,250].
Эти идеи М.Монтеня позволяют его рассматривать в качестве предтечи проблематики персональной идентичности, разрабатываемой в XVIII веке Дж.Локком и Д.Юмом.
Для соматизма являются нетипичными рассуждения М.Монтеня об общении и толерантности, что можно объяснить лишь
гуманистическим характером антропологического учения философа.
Для него толерантность, так глубоко проявившая себя в дружбе, не противоречит естественной природе человека, а, наоборот, укореняется в ней, представляет ее наивысшее выражение.
У Л.Фейербаха решение проблемы общения утрачивает гуманистический характер, позволяющий соединить природу и человеческий дух.
Он усматривает сущность человека прежде всего в теле, обусловленных им душе и духе и общении индивидов, представляющем отношения Я и Ты: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.
Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» [195,203].
Природа дает человеку только его телесное, естественное существование, а собственно человеком, с присущим ему сознанием человек становится только в процессе общения.
Л.Фейербах так же, как и представители коммунологической философии XX века, утверждает, что для возникновения «Я», души человека, необходимо «Ты».
Однако, в силу принципа антропологического материализма он трактует общение натуралистически, сводит его к взаимному влечению полов и половые отношения рассматривает как основу нравственности: «Точно так же, как два человека, мужчина и женщина, нужны для физического происхождения человека...
так и для духовного происхождения, для возникновения морали нужны по меньшей мере два человека мужчина и женщина.
Больше того, половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали» [195,617-618].
22

[Back]