25 целом»1. Соглашаясь с экзистенциализмом, что мир представляет собой отчужденное бытие, Э. Фромм вместе с тем признает наличие в индивиде страстного желания соединения с себе подобными и способом преодоления отчуждения считает любовь, которая начинается с общения, с терпимого принятия другого. «Если я воспринимаю другого человека поверхностно, заявляет он, я воспринимаю главным образом то, что нас разделяет. Если я /у проникаю в суть, я ощущаю нашу общность, я ощущаю, что мы братья» . Психоаналитическая версия толерантности сводится к следующим идеям. Во-первых, толерантность выступает в качестве морального правила, усваиваемого индивидом через воспитание и укореняющегося в психической структуре личности в составе сверх-Я. Во-вторых, способность к любви и толерантности возможно развить у индивидов с помощью метода психоанализа через психотерапевтическую практику или с помощью формирования плодотворной ориентации. В философии можно выделить два подхода к рассмотрению вопроса самореализации человеческой сущности человеком-индивидом. В центре анализа первого находится изолированный индивид, не требующий для своей самореализации общения с другими индивидами и являющийся самодостаточным существом. Этот подход находил решение в работах многих философов. Так, Р. Декарт считал, что «Я» не требует существования других индивидов и внешнего мира, а само служит способом удостоверения их существования: «Я мыслю, следовательно я существую». Г. Лейбниц рассматривал личность как монаду, закрытую сущность. И. Фихте трактовал «Я» как субстанцию, которая полагает «Не-Я». М. Штирнер провозглашал существование Единственного, а Ф.Ницше «сверхчеловека». Наиболее обстоятельно данный подход разрабатывался в XX веке классическим * 7 1 Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1998. С.210. 7 Там же. С.214. |
бовью относиться к окружающим. Если в нем нет любви, то он лишь пустая оболочка, даже если сосредоточил в себе всю власть, все богатство и весь ум» [207,193]. Соглашаясь с экзистенциализмом, что мир представляет собой отчужденное бытие, Э.Фромм вместе с тем признает наличие в индивиде страстного желания соединения с себе подобными и способом преодоления отчуждения считает любовь, которая начинается с общения, с терпимого принятия другого. «Если я воспринимаю другого человека поверхностно, заявляет он, я воспринимаю главным образом то, что нас разделяет. Если я проникаю в суть, я ощущаю нашу общность, я ощущаю, что мы братья» [204,212]. Психоаналитическая версия толерантности сводится к следующим идеям. Вопервых, толерантность выступает в качестве морального правила, усваиваемого индивидом через воспитание и укореняющегося в психической структуре личности в составе свсрх-Я. Во-вторых, способность к любви и толерантности возможно развить у индивидов с помощью метода психоанализа через психотерапевтическую практику или с помощью формирования плодотворной ориентации. Коммуникативная версия толерантности В философии можно выделить два подхода к рассмотрению вопроса самореализации человеческой сущности человеком-индивидом. В центре анализа первого находится изолированный индивид, не требующий для своей самореализации общения с другими индивидами и являющийся самодостаточным существом. Этот подход находил решение в работах многих философов. Так, Р.Декарт считал, что Я не требует существования других индивидов и внешнего мира, а само служит способом удостоверения их существования: «Я мыслю, следовательно я существую». Г.Лейбниц рассматривал личность как монаду, закрытую сущность. И.Фихте трактовал «Я» как субстанцию, которая полагает «Не-Я». М.Штирнер провозглашал существование Единственного, а Ф.Ницше «сверхчеловека». Наи28 |