Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 27]

27 лежит идея нравственно-религиозного единства людей друг с другом и Богом, идея Богочеловечества.
Исходным пунктом в коммуникативной версии толерантности служит экзистенциалистское понимание общества как мира отчуждения, в котором сущность человека не реализуется и духовное самоопределение не достигается.
Н.А.
Бердяев различает понятия общение (коммунион) и сообщение (коммуникация).
По его мнению, общение возможно только в межличностных отношениях «Я» и «Ты», а сообщение происходит в обществе.
Общество объективировано и является для «Я» некоторым «Оно».
Перед всяким объектом «Я» закрывается, отсюда возникает невозможность самореализации, в частности, в форме толерантности.
«Я» перед объектом, перед всяким объектом, как бы оно ни было с ним связано, утверждает философ, всегда одиноко.
Это основная истина...
И самое мучительное одиночество есть одиночество в обществе»1
2.
При этом толерантность, если и присутствует в обществе в процессе коммуникации, то лишь в форме этикета, проявляясь через вежливость, любезность и в истинном, духовном смысле не раскрывается.
«Сообщения,
там же утверждает Н.А.Бердяев, которые устанавливаются в человеческом обществе, всегда основаны на разобщенности, на закрытии тайны внутреннего существования, и потому они могут носить лишь символическн-знаковый характер».
Объективированность и, таким образом, отчужденность общества, отсутствие в нем общения признает и М.
Бубер.
Он утверждает, что даже «Ты» может превращаться в «Оно» при отсутствии межличностного общения.

Высшей формой проявления общения является духовная любовь.
В признании этого сходятся представления философов, ибо истинные отношения, подлинный смысл отношений,
полнота отношений раскрывается 1 Бердяев Н.А.
>1 и мир объектов / Н.А.Бердяев.
Философия свободного духа.
М.: Республика, 1994.
С.268-269.
2 Там же.
[стр. 30]

Исходным пунктом в коммуникативной версии толерантности служит экзистенциалистское понимание общества как мира отчуждения, в котором сущность человека не реализуется и духовное самоопределение не достигается.
Н.А.Бердяев различает понятия общение (коммунион) и сообщение (коммуникация).
По его мнению, общение возможно только в межличностных отношениях «Я» и «Ты», а сообщение происходит в обществе.
Общество объективировано и является для «Я» некоторым «Оно».
Перед всяким объектом «Я» закрывается, отсюда возникает невозможность самореализации, в частности, в форме толерантности.
«Я» перед объектом, перед всяким объектом, как бы оно ни было с ним связано, утверждает философ, всегда одиноко.
Это основная истина...
И самое мучительное одиночество есть одиночество в обществе»
[13,268-269].
При этом толерантность, если и присутствует в обществе в процессе коммуникации, то лишь в форме этикета, проявляясь через вежливость, любезность и в истинном, духовном смысле не раскрывается.
«Сообщения,
утверждает Н.А.Бердяев, которые устанавливаются в человеческом обществе, всегда основаны на разобщенности, на закрытии тайны внутреннего существования, и потому они могут носить лишь символическизнаковый характер» [13,276].
Объективированность и, таким образом, отчужденность общества, отсутствие в нем общения признает и М.Бубер.
Он утверждает, что даже «Ты» может превращаться в «Оно» при отсутствии межличностного общения.

Потребность личности в общении рассматривается философами как неотъемлемое качество индивида и обязательное условие его формирования и развития.
По их мнению, про общение нельзя сказать, что оно представляет такую потребность, которую лучше бы удовлетворить, но если она и не удовлетворяется, то ничего страшного в этот момент с индивидом не происходит.
Наоборот, Н,А.Бердяев, например, признает самоистребление личности вне общения: «Абсолютное уединение «я» от всякого другого, от всякого «ты» есть самоистребление.
«Я» перестает существовать, когда внутри существования ему не дано существо30

[стр.,33]

ствием двух форм отношений «Я-Ты»: положительной, когда «Я» находит в «Ты» сходную себе реальность и стремится соединиться с ней, и отрицательной, когда «Ты» воспринимается как чуждая реальность, противоположная «Я».
М.Бубер различает общение и познание: познавать можно только объекты, предварительно подвергнув их анализу, в отношения же можно вступать только с целостностью.
В зависимости от того, познаю я или общаюсь с тем, что напротив меня, это выступает для меня в качестве «Оно» или «Ты».
«Человека, которому я говорю Ты, утверждал философ, я не познаю.
Но я нахожусь в отношении к нему, в святом основном слове.
И только выйдя из этого отношения, я буду снова познавать его.
Знание есть отдаление Ты» [20,9].
Высшей формой проявления общения является духовная любовь.
В признании этого сходятся представления философов, ибо истинные отношения, подлинный смысл отношений,
полнога отношений раскрывается в любви.
Таким образом, толерантность в ее высшем проявлении, в любви, выражает основное содержание отношений «Я-Ты», к которым так стремится каждый человек, является духовным механизмом этих отношений.
Н.А.Бердяев подчеркивает, что выходом из одиночества является по сути не просто общение, которое в этом случае выглядело бы несколько эгоистично (ты нужен для меня, чтобы мне преодолеть свое одиночество), а диалог, встреча двух «Я».
Философ констатирует: «Любовь и есть преодоление одиночества, выход их себя в другого, отражение другого в себе и себя в другом» [13,280].
Принцип толерантного отношения ко всякой личности, проявляющийся через любовь к ней, выражает религиозно-христианское мировоззрение представителей русской коммунологической философии.
Именно через любовь происходит проникновение в «Ты» и открывается сама святыня личности: «...
впервые открывается нам «ты» в его реальном глубинном средоточии «ты» как личность , любовь тем самым впервые делает нас доступными откровению святыни личности, 33

[Back]