Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 28]

28 в любви.
Таким образом, толерантность в ее высшем проявлении, в любви, выражает основное содержание отношений «Я-Ты», к которым так стремится каждый человек, является духовным механизмом этих отношений.
Н.А.
Бердяев подчеркивает, что выходом из одиночества является по сути не просто общение, которое в этом случае выглядело бы несколько эгоистично (ты нужен для меня, чтобы мне преодолеть свое одиночество), а диалог, встреча двух «Я».
Философ констатирует: «Любовь и есть преодоление одиночества, выход их себя в другого, отражение другого в себе и себя в другом»1
2.
Принцип толерантного отношения ко всякой личности, проявляющийся через любовь к ней, выражает религиозно-христианское мировоззрение представителей русской коммунологической философии.
Именно через любовь происходит проникновение в «Ты» и открывается сама святыня личности: «...
впервые открывается нам «ты» в его реальном глубинном средоточии «ты» как личность, любовь тем самым впервые делает нас доступными откровению святыни личности,
святыни, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном, озверелом человеке»2.
Любовь в философских учениях С.Л.
Франка и М.
Бубера рассматривается не только как чувство, но и как основной принцип жизни.
Именно при таком подходе можно говорить, что любовь есть выражение толерантности.
Любовь как чувство может посещать и покидать человека, а любовь как принцип жизни, однажды принятый индивидом, сопровождает его во всех отношениях «Я-Ты»: «Чувства «испытывают», любовь случается.

Коммуникативная версия толерантности создается, прежде всего, путем отрицания общества как объективированного «Оно», в котором невозможна самореализация индивида, и рассмотрения малых групп и общностей как той
1 См.
там же.
С.280.
2 Франк С.
Непостижимое / С.Л.Франк.
Сочинения.
М.: Правда, 1990.
С.
375.
[стр. 33]

ствием двух форм отношений «Я-Ты»: положительной, когда «Я» находит в «Ты» сходную себе реальность и стремится соединиться с ней, и отрицательной, когда «Ты» воспринимается как чуждая реальность, противоположная «Я».
М.Бубер различает общение и познание: познавать можно только объекты, предварительно подвергнув их анализу, в отношения же можно вступать только с целостностью.
В зависимости от того, познаю я или общаюсь с тем, что напротив меня, это выступает для меня в качестве «Оно» или «Ты».
«Человека, которому я говорю Ты, утверждал философ, я не познаю.
Но я нахожусь в отношении к нему, в святом основном слове.
И только выйдя из этого отношения, я буду снова познавать его.
Знание есть отдаление Ты» [20,9].
Высшей формой проявления общения является духовная любовь.
В признании этого сходятся представления философов, ибо истинные отношения, подлинный смысл отношений, полнога отношений раскрывается в любви.
Таким образом, толерантность в ее высшем проявлении, в любви, выражает основное содержание отношений «Я-Ты», к которым так стремится каждый человек, является духовным механизмом этих отношений.
Н.А.Бердяев подчеркивает, что выходом из одиночества является по сути не просто общение, которое в этом случае выглядело бы несколько эгоистично (ты нужен для меня, чтобы мне преодолеть свое одиночество), а диалог, встреча двух «Я».
Философ констатирует: «Любовь и есть преодоление одиночества, выход их себя в другого, отражение другого в себе и себя в другом»
[13,280].
Принцип толерантного отношения ко всякой личности, проявляющийся через любовь к ней, выражает религиозно-христианское мировоззрение представителей русской коммунологической философии.
Именно через любовь происходит проникновение в «Ты» и открывается сама святыня личности: «...
впервые открывается нам «ты» в его реальном глубинном средоточии «ты» как личность , любовь тем самым впервые делает нас доступными откровению святыни личности,
33

[стр.,34]

святыни, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном, озверелом человеке» [200,375].
Любовь в философских учениях С.Л.Франка и М.Бубера рассматривается не только как чувство, но и как основной принцип жизни.
Именно при таком подходе можно говорить, что любовь есть выражение толерантности.
Любовь как чувство может посещать и покидать человека, а любовь как принцип жизни, однажды принятый индивидом, сопровождает его во всех отношениях «Я-Ты»: «Чувства «испытывают», любовь случается.

Чувства обитают в человеке, человек же обитает в своей любви» [20,12-13].
Человек, выбравший для себя любовь принципом своей жизни, по-иному оценивает окружающих его людей, ценит не их социальное положение, не обладание собственностью, а их высокие духовные качества.
«Кто пребывает в ней (любви), утверждает М.Бубер, и смотрит сквозь нее, для того люди освобождаются от пут своей суеты; хорошие и дурные, один за другим приобретают они реальность и становятся для него Ты» [20,13].
К другим особенностям отношений «Я» и «Ты» относятся непосредственность общения, диалогичность, участность, пространственно-временная несвязанность.
Коммуникативная версия толерантности создается прежде всего путем отрицания общества как объективированного «Оно», в котором невозможна самореализация индивида, и рассмотрения малых групп и общностей как той
среды, где только и оказывается возможной духовная жизнь индивидов.
Но поскольку человек живет в основном в институционально детерминированных группах в сфере экономики, политики и идеологии, философы выдвигают идею гуманизации общественных отношений путем распространения на них особенностей, присущих отношениям «Я» и «Ты».
В этих рассуждениях имеются элементы утопизма.
Этико-аксиологическая версия толерантности Для устойчивого существования и развития человеческого общества большое значение имеет социальная регуляция поведения индивидов.
В процессе своей жизнедеятельности в обществе человек вынужден руководствоваться принятыми 34

[Back]