Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 29]

29 среды, где только и оказывается возможной духовная жизнь индивидов.
Но поскольку человек живет в основном в институционально детерминированных группах в сфере экономики, политики и идеологии, философы выдвигают идею гуманизации общественных отношений путем распространения на них особенностей, присущих отношениям «Я» и «Ты».
В этих рассуждениях имеются элементы утопизма.

Для устойчивого существования и развития человеческого общества большое значение имеет социальная регуляция поведения индивидов.
В процессе своей жизнедеятельности в обществе человек вынужден руководствоваться принятыми
в нем ценностями.
Одним из основных способов социальной регуляции является нравственность.
«Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний»1.

Нравственность закрепляет требования общества по отношению к индивидам и их группам, позволяя им при этом ориентироваться в общественной жизни.
Однако, требования, предъявляемые обществом, ставят индивида перед проблемой соотношения должного и сущего.
Толерантность как нравственная установка относится к сфере должного, ее включенность в нравственные отношения индивидов обеспечивает мир и согласие в обществе.
Данное современное понимание толерантности восходит к философии Дж.
Локка и И.
Канта.
Локк посвятил несколько работ исследованию проблемы религиозной терпимости, в частности, «Опыт о веротерпимости», где обосновывается идея свободы церкви от государства, «Письмо о веротерпимости», где доказывается необходимость веротерпимости в отношениях между представителями различных конфессий.
Доказывая положение о необходимости разделения церкви и государства, философ указывает на различие их функций.
Законы государства призваны защищать естественные
1 Гусейнов Л.А.
Социальная природа нравственности.
М.: Изд-во Моек, ун-та, 1974.
С.20.
[стр. 34]

святыни, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном, озверелом человеке» [200,375].
Любовь в философских учениях С.Л.Франка и М.Бубера рассматривается не только как чувство, но и как основной принцип жизни.
Именно при таком подходе можно говорить, что любовь есть выражение толерантности.
Любовь как чувство может посещать и покидать человека, а любовь как принцип жизни, однажды принятый индивидом, сопровождает его во всех отношениях «Я-Ты»: «Чувства «испытывают», любовь случается.
Чувства обитают в человеке, человек же обитает в своей любви» [20,12-13].
Человек, выбравший для себя любовь принципом своей жизни, по-иному оценивает окружающих его людей, ценит не их социальное положение, не обладание собственностью, а их высокие духовные качества.
«Кто пребывает в ней (любви), утверждает М.Бубер, и смотрит сквозь нее, для того люди освобождаются от пут своей суеты; хорошие и дурные, один за другим приобретают они реальность и становятся для него Ты» [20,13].
К другим особенностям отношений «Я» и «Ты» относятся непосредственность общения, диалогичность, участность, пространственно-временная несвязанность.
Коммуникативная версия толерантности создается прежде всего путем отрицания общества как объективированного «Оно», в котором невозможна самореализация индивида, и рассмотрения малых групп и общностей как той среды, где только и оказывается возможной духовная жизнь индивидов.
Но поскольку человек живет в основном в институционально детерминированных группах в сфере экономики, политики и идеологии, философы выдвигают идею гуманизации общественных отношений путем распространения на них особенностей, присущих отношениям «Я» и «Ты».
В этих рассуждениях имеются элементы утопизма.

Этико-аксиологическая версия толерантности Для устойчивого существования и развития человеческого общества большое значение имеет социальная регуляция поведения индивидов.
В процессе своей жизнедеятельности в обществе человек вынужден руководствоваться принятыми
34

[стр.,35]

в нем ценностями.
Одним из основных способов социальной регуляции является нравственность.
«Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний»
[46,20].
Нравственность закрепляет требования общества по отношению к индивидам и их группам, позволяя им при этом ориентироваться в общественной жизни.
Однако, требования, предъявляемые обществом, ставят индивида перед проблемой соотношения должного и сущего.
Толерантность как нравственная установка относится к сфере должного, ее включенность в нравственные отношения индивидов обеспечивает мир и согласие в обществе.
Данное современное понимание толерантности восходит к философии Дж.Локка и И.Канта.
Локк посвятил несколько работ исследованию проблемы религиозной терпимости, в частности, «Опыт о веротерпимости», где обосновывается идея свободы церкви от государства, «Письмо о веротерпимости», где доказывается необходимость веротерпимости в отношениях между представителями различных конфессий.
Доказывая положение о необходимости разделения церкви и государства, философ указывает на различие их функций.
Законы государства призваны защищать естественные
права людей и обеспечивать соблюдение всеми гражданами законов естественной справедливости.
Основная функция церкви состоит в заботе о спасении души человека и распространении норм христианской морали.
Такое понимание основывается на том, что Бог не дал правителям государства полной власти над людьми, в том числе и в области вероисповедания.
Кроме того, и народ, заключая договор с государством (а Локк исходит из идеи договорного происхождения государства), не передавал государственной власти права на ограничение своей свободы совести.
О необходимости отделения церкви от государства свидетельствует также и то, что власть государства состоит во внешней силе, а спасение души человека связано с актом свободного выбора воли человека.
Более того, строгость законов и сила государства не обеспечивают спасения души, ибо в 35

[Back]