Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 30]

30 права людей и обеспечивать соблюдение всеми гражданами законов естественной справедливости.
Основная функция церкви состоит в заботе о спасении души человека и распространении норм христианской морали.
Такое понимание основывается на том, что Бог не дал правителям государства полной власти над людьми, в том числе и в области вероисповедания.
Кроме того, и народ, заключая договор с государством (а Локк исходит из идеи договорного происхождения государства), не передавал государственной власти права на ограничение своей свободы совести.
О необходимости отделения церкви от государства свидетельствует также и то, что власть государства состоит во внешней силе, а спасение души человека связано с актом свободного выбора воли человека.
Более того, строгость законов и сила государства не обеспечивают спасения души, ибо в
этом должен участвовать разум человека, и каждый человек делает выбор на основе собственных предпочтений.
Основной идеей Локка в рассматриваемых работах является то, что в отношениях между церквями по вопросам вероисповедания должна действовать веротерпимость.
Английский философ считает веротерпимость главным признаком истинной церкви.
Обосновывая данное положение, Локк, прежде всего, обращается к тексту Библии, в которой подвергается критике идея властвования одних людей над другими, и, наоборот, проповедуется принцип любви и милосердия не только в общине верующих, но также в отношениях между верующими и их врагами.
«Если можно верить Евангелию и апостолам, утверждает философ, то никто не может быть христианином без милосердия и той веры, которая действует не силою, а любовью»1.

Особенно сильным аргументом в пользу веротерпимости, считает Локк, является то, что вопрос о правоте той или иной веры решается не людьми, а Богом.
В связи с этим верующие не должны заботиться о
1 Локк Дж.
Письмо о веротерпимости / ДжЛокк.
Избр.филос.ироизведення: В 2 т.
Т.
2.
М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960.
С.141.
[стр. 35]

в нем ценностями.
Одним из основных способов социальной регуляции является нравственность.
«Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний» [46,20].
Нравственность закрепляет требования общества по отношению к индивидам и их группам, позволяя им при этом ориентироваться в общественной жизни.
Однако, требования, предъявляемые обществом, ставят индивида перед проблемой соотношения должного и сущего.
Толерантность как нравственная установка относится к сфере должного, ее включенность в нравственные отношения индивидов обеспечивает мир и согласие в обществе.
Данное современное понимание толерантности восходит к философии Дж.Локка и И.Канта.
Локк посвятил несколько работ исследованию проблемы религиозной терпимости, в частности, «Опыт о веротерпимости», где обосновывается идея свободы церкви от государства, «Письмо о веротерпимости», где доказывается необходимость веротерпимости в отношениях между представителями различных конфессий.
Доказывая положение о необходимости разделения церкви и государства, философ указывает на различие их функций.
Законы государства призваны защищать естественные права людей и обеспечивать соблюдение всеми гражданами законов естественной справедливости.
Основная функция церкви состоит в заботе о спасении души человека и распространении норм христианской морали.
Такое понимание основывается на том, что Бог не дал правителям государства полной власти над людьми, в том числе и в области вероисповедания.
Кроме того, и народ, заключая договор с государством (а Локк исходит из идеи договорного происхождения государства), не передавал государственной власти права на ограничение своей свободы совести.
О необходимости отделения церкви от государства свидетельствует также и то, что власть государства состоит во внешней силе, а спасение души человека связано с актом свободного выбора воли человека.
Более того, строгость законов и сила государства не обеспечивают спасения души, ибо в
35

[стр.,36]

этом должен участвовать разум человека, и каждый человек делает выбор на основе собственных предпочтений.
Основной идеей Локка в рассматриваемых работах является то, что в отношениях между церквями по вопросам вероисповедания должна действовать веротерпимость.
Английский философ считает веротерпимость главным признаком истинной церкви.
Обосновывая данное положение, Локк, прежде всего, обращается к тексту Библии, в которой подвергается критике идея властвования одних людей над другими, и, наоборот, проповедуется принцип любви и милосердия не только в общине верующих, но также в отношениях между верующими и их врагами.
«Если можно верить Евангелию и апостолам, утверждает философ, то никто не может быть христианином без милосердия и той веры, которая действует не силою, а любовью»
[106,143].Особенно сильным аргументом в пользу веротерпимости, считает Локк, является то, что вопрос о правоте той или иной веры решается не людьми, а Богом.
В связи с этим верующие не должны заботиться о
насильственном насаждении своего вероучения, ибо люди не обладают абсолютной истиной.
И, наконец, нетерпимость по отношению к тем или иным религиозным движениям противоречит нормам христианской морали.
Локк объявляет врагами истинной христианской церкви тех, кто использует силу оружия для отстаивания своей правоты, так как этими людьми движет скорее гордость, честолюбие и страсть, нежели любовь к ближним.
По Локку, толерантность имеет двоякий характер.
С одной стороны, она представляет ценность, которой необходимо руководствоваться в отношениях между людьми разных вероисповеданий.
С другой стороны, толерантность есть результат общественного договора, составляющая права, обосновывающего свободу мысли, свободу собраний, свободу совести.
Тем самым Локк указывает на правовую основу толерантности и вместе с тем ее включенность в структуру нравственного сознания индивидов.
Идея философа о генетической связи толерантности с правом воспринята современным либерализмом.
Р.Кристи в одной из 36

[Back]