Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 32]

Человеку нравственный закон дан в форме безусловного категорического императива.
Кант полагал, что человек есть двойственное существо: с одной стороны, разумное, с другой, чувственно-животное.
Люди в своей практической жизни
не могут полностью отрешиться от своей земной природы, которая влечет их к чувственным наслаждениям и земным радостям.
В то же время, как разумное существо человек стремится освободиться от господства чувственных порывов и приобщиться к святости жизни.
Если в божественной сфере воля и долг совпадают, то в человеческой жизни такого совпадения не наблюдается, потому что «у человека как разумного существа можно, правда, предполагать чистую волю, но как существа, которое имеет
потребности и на которого оказывают воздействие чувственные побуждения, нельзя предполагать святой воли, то есть такой, которая не была бы способна к максимам, противоречащим моральному закону»1 2.
Таким образом, в силу подобного дуализма человеческой природы нравственный закон для индивида приобретает форму безусловного долженствования.
Отсюда вытекает, что человек, руководствующийся основоположениями разума, действует из соображений долга, а не из склонности к добру.
К числу обязанностей, которые человек имеет по отношению к другим людям, относятся «обязанности благожелательности и доброты»3.

При этом Кант различает благодеяния, совершенные из чувства любви или из понимания долга.
Приоритет отдается им благодеянию из понимания долга: «Непосредственное удовольствие от благодеяния имеет место тогда, когда мы одновременно сознаем, что исполнили свой долг это благодеяние по обязанности.
Благодеяние по любви исходит от сердца, благодеяние же по
1 Там же.
С.249.
2 Там же.
С.349.
3 Кант И.
Из лекций по этике / Этическая мысль: Науч.-публицист.
чтения / Ред-кол.: А.А.Гусейнов и др.
М.: Политиздат, 1990.
С.
304.
опыта1.
[стр. 37]

своих статей так выражает данную мысль: «...
государство, считающееся с либерализмом как источником взаимной толерантности в обществе, должно сохранять нейтралитет к различным концепциям добра» [235,34].
Основу этики И.Канта составляют понятия: «всеобщий нравственный закон», «добрая воля», «долг», «свобода выбора».
Нравственность, по мнению Канта, порождается априорным разумом человека: «Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом» [81,348].
Последний является высшим практическим принципом в силу чистоты своего происхождения, поскольку он возникает “а рпоп в разуме” и не может быть выведен из эмпирического опыта [81,249].
Человеку нравственный закон дан в форме безусловного категорического императива.
Кант полагал, что человек есть двойственное существо: с одной стороны, разумное, с другой, чувственно-животное.
Люди в своей практической жизни
нс могут полностью отрешиться от своей земной природы, которая влечет их к чувственным наслаждениям и земным радостям.
В то же время, как разумное существо человек стремится освободиться от господства чувственных порывов и приобщиться к святости жизни.
Если в божественной сфере воля и долг совпадают, то в человеческой жизни такого совпадения не наблюдается, потому что «у человека как разумного существа можно, правда, предполагать чистую волю, но как существа, которое имеет
по!ребности и на которого оказывают воздействие чувственные побуждения, нельзя предполагать святой воли, то есть такой, которая не была бы способна к максимам, противоречащим моральному закону» [81,349].
Таким образом, в силу подобного дуализма человеческой природы нравственный закон для индивида приобретает форму безусловного долженствования.
Отсюда вытекает, что человек, руководствующийся основоположениями разума, действует из соображений долга, а не из склонности к добру.
К числу обязанностей, которые человек имеет по отношению к другим людям, относятся «обязанности благожелательности и доброты»
[78,304].
При этом 37

[стр.,38]

Кант различает благодеяния, совершенные из чувства любви или из понимания долга.
Приоритет отдается им благодеянию из понимания долга: «Непосредственное удовольствие от благодеяния имеет место тогда, когда мы одновременно сознаем, что исполнили свой долг это благодеяние по обязанности.
Благодеяние по любви исходит от сердца, благодеяние же по
обязанности скорее из принципов рассудка» [78,305].
Таким образом, доброта может проистекать из склонности или из руководства принципами.
Вторая является, по мнению Канта, надежнее ибо человек может разочароваться в объекте своей склонности и, соответственно, перестать проявлять доброту и терпимость.
Однако, если человек сознательно выбирает для себя принцип терпимости, в таком случае его отношение не будет зависеть от поведения объекта и потому будет более устойчивым.
Обязанности человека по отношению к другим людям этим не ограничиваются.
Существуют еще и «обязанности долженствования, справедливости» [78,305], которые основаны на всеобщем законе права.
И если в отношении обязанностей первой группы в качестве моральной ценности можно было назвать терпимость, то «когда терпимость вырастает не из склонности или прагматических соображений, но покоится на всеобщем законе права (этот) облик терпимости наилучшим образом передает понятие толерантности» [227,93].
Кант подчеркивает воспитательный характер совершения благодеяний по долгу на основе всеобщего закона права.
Если человек, подчиняясь данному закону, сознательно склоняет себя к толерантному поведению, то, реализуясь раз от раза, следование этому принципу может перерасти в привычку: «Так как если я люблю кого-либо по обязанности, то благодаря этому приобретаю вкус к любви посредством уважения и любовь по обязанности превратится в любовь по склонности» [78,310].
Хотя последняя является для индивида более простым регулятором его поступков, так как долг заставляет сомневаться, а действительно ли я обязан выполнять то или иное требование, именно предписания практического разума обес38

[Back]