Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 33]

33 обязанности скорее из принципов рассудка»1.
Таким образом, доброта может проистекать из склонности или из руководства принципами.
Вторая является, по мнению Канта, надежнее, ибо человек может разочароваться в объекте своей склонности и, соответственно, перестать проявлять доброту и терпимость.
Однако, если человек сознательно выбирает для себя принцип терпимости, в таком случае его отношение не будет зависеть от поведения объекта и потому будет более устойчивым.
Обязанности человека по отношению к другим людям этим не ограничиваются.
Существуют еще и «обязанности долженствования, справедливости»,
которые основаны на всеобщем законе права.
И если в отношении обязанностей первой группы в качестве моральной ценности можно было назвать терпимость, то «когда терпимость вырастает не из склонности или прагматических соображений, но покоится на всеобщем законе права (этот) облик терпимости наилучшим образом передает понятие толерантности».

В этико-аксиологической версии толерантность является одной из высших этических ценностей индивида, которому необходимо руководствоваться ею во взаимоотношениях с индивидами, имеющими различные представления, в том числе и религиозные.
В правовом государстве толерантность поддерживается силой права, обосновывающего свободу мысли, совести и собраний.
В современной западной философии этот аспект толерантности является наиболее исследуемым.
Так, известный американский этик и политический философ Дж.
Роулс считает, что «...
идеал толерантности возник как ответ на религиозные войны эпохи Реформации и включает в себя равенство свободы совести, равные политические права, признание индивидуальной автономии».

«Толерантность, это не вынужденная уступка, а признак наличия прав и свобод у других, умение на пути диалога и разнообразия мнений придти к 1 Там же.
С.305.
[стр. 38]

Кант различает благодеяния, совершенные из чувства любви или из понимания долга.
Приоритет отдается им благодеянию из понимания долга: «Непосредственное удовольствие от благодеяния имеет место тогда, когда мы одновременно сознаем, что исполнили свой долг это благодеяние по обязанности.
Благодеяние по любви исходит от сердца, благодеяние же по обязанности скорее из принципов рассудка» [78,305].
Таким образом, доброта может проистекать из склонности или из руководства принципами.
Вторая является, по мнению Канта, надежнее ибо человек может разочароваться в объекте своей склонности и, соответственно, перестать проявлять доброту и терпимость.
Однако, если человек сознательно выбирает для себя принцип терпимости, в таком случае его отношение не будет зависеть от поведения объекта и потому будет более устойчивым.
Обязанности человека по отношению к другим людям этим не ограничиваются.
Существуют еще и «обязанности долженствования, справедливости»
[78,305], которые основаны на всеобщем законе права.
И если в отношении обязанностей первой группы в качестве моральной ценности можно было назвать терпимость, то «когда терпимость вырастает не из склонности или прагматических соображений, но покоится на всеобщем законе права (этот) облик терпимости наилучшим образом передает понятие толерантности»
[227,93].
Кант подчеркивает воспитательный характер совершения благодеяний по долгу на основе всеобщего закона права.
Если человек, подчиняясь данному закону, сознательно склоняет себя к толерантному поведению, то, реализуясь раз от раза, следование этому принципу может перерасти в привычку: «Так как если я люблю кого-либо по обязанности, то благодаря этому приобретаю вкус к любви посредством уважения и любовь по обязанности превратится в любовь по склонности» [78,310].
Хотя последняя является для индивида более простым регулятором его поступков, так как долг заставляет сомневаться, а действительно ли я обязан выполнять то или иное требование, именно предписания практического разума обес38

[стр.,39]

печивают подлинно моральную мотивацию, ибо создают для индивида ситуацию выбора и свободного принятия им морально верного решения.
Но эти предписания относятся Кантом к умопостигаемому миру, что отгораживает мораль от жизни в обществе и делает задачу приближения индивида к моральному идеалу проблематичной.
В этике Канта сущее и должное тем самым находятся в неразрешимом противоречии.
В этико-аксиологической версии толерантность является одной из высших этических ценностей индивида, которому необходимо руководствоваться ею во взаимоотношениях с индивидами, имеющими различные представления, в том числе и религиозные.
В правовом государстве толерантность поддерживается силой права, обосновывающего свободу мысли, совести и собраний.
В современной западной философии этот аспект толерантности является наиболее исследуемым.
Так, известный американский этик и политический философ Дж.Роулс считает, что «...
идеал толерантности возник как ответ на религиозные войны эпохи Реформации и включает в себя равенство свободы совести, равные политические права, признание индивидуальной автономии»
[235,33].
§ 2.
Религиозные истоки толерантности М.Шелер, основоположник немецкой философской антропологии, рассматривая проблему знания и образования человека, выделяет три высших цели становления индивида, которым может и должно служить знание, относя к основным видам знания «образовательное знание», «спасительное, или святое знание» и «знание ради достижений».
Последовательно анализируя тождество и различие этих форм знания, автор приходит к заключению, что для формирования полноценной личности необходимо их взаимодополнение.
«Там, где один род знания, утверждал философ, вытесняет оба других (или только одно из них) так, что этот род знания предъявляет притязания быть единственно значимым и единственно господствующим, там единству и гармонии общего культурного бытия человека, 39

[Back]