Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 37]

37 обладания, толерантность выступает как компромисс, заключаемый из прагматических, утилитарных соображений, обусловленных интересами индивидов, имеющих определенный социальный статус.
Например, следует толерантно относиться ко вчерашним врагам, оппонентам, если это мне самому
принесет пользу.
Максима такого отношения: сам живи и дай жить другим.
Нравственная мотивация в отношениях этого рода из цели превращается в средство достижения прагматических целей.
Но если индивиды, действующие в этих отношениях, являются духовными личностями, то нравственная толерантность существует и в этих сферах.
Это выражается в том, что духовные личности устанавливают духовные границы на свою деятельность и отношения к другим и применяемые ими методы, ибо руководствуются приоритетом духовно-нравственных ценностей.

Нельзя не согласиться с М.Я.
Яхьяевым, который считает, что «терпимость (в понимании толерантность З.Р.) может быть и вынужденной мерой, и показателем силы человеческого духа, и проявлением бессилия, слабости.
Терпимость как нравственный принцип, подлинная терпимость является показателем силы.
Обладая достаточной силой, чтобы ответить насилием на несправедливость, человек сознательно терпит зло, добровольно воздерживается от насилия в целях утверждения добра и справедливости»1.
Конечно, нравственная толерантность влияет и на духовные отношения, в которых ценности, идеалы, смыслы жизни, представления о долге, благе, достоинстве, чести, добре и зле, совести играют роль целевой мотивации поведения.
Так, в религиозных отношениях верующие руководствуются ценностями и нормами религиозной морали, которая содержит в сакрализованной форме общечеловеческие ценности.
Но, как подчеркивает С.М.

Шалютин2, структура религиозной веры может иметь разный характер.
1 Яхт.яев М.Я.
Терпимость как этический принцип// Толерантность как социокультурный феномен.
Сборник научных статей.Махачкала, 2002.
С.
56.
2 Степанова И.Н., Шалютин СМ.
Духовность как качество личности и проблема ес воспитания.
Курган: Изд-во Курганского гос.
ун-та, 2004.
С.
96-100.
[стр. 124]

ленный социальный статус.
Например, следует толерантно относиться ко вчерашним врагам, оппонентам, если это мне самому
принесег пользу.
Максима такого отношения: сам живи и дай жить другим.
Нравственная мотивация в отношениях этого рода из цели превращается в средство достижения прагматических целей.
Но если индивиды, действующие в этих отношениях, являются духовными личностями, то нравственная толерантность существует и в этих сферах.
Это выражается в том, что духовные личности устанавливают духовные границы на свою деятельность и отношения к другим и применяемые ими методы, ибо руководствуются приоритетом духовно-нравственных ценностей.

Тем более, нравственная толерантность влияет и на духовные отношения, в которых ценности, идеалы, смыслы жизни, представления о долге, благе, достоинстве, чести, добре и зле, совести играют роль целевой мотивации поведения.
Так, в религиозных отношениях верующие руководствуются ценностями и нормами религиозной морали, которая содержит в сакрализованной форме общечеловеческие ценности.
Но, как подчеркивает С.М.Шапютин
[175,96-100], структура религиозной веры может иметь разный характер.
Есть верующие, которые руководствуются прагматическими ценностями пользы (божественного воздаяния за богоугодное поведение) или приоритетом ценностей обрядовой стороны в религии, и эти их представления воздействуют на религиозную толерантность.
Поэтому единство религиозной и нравственной толерантности имеет относительный характер.
Нравственная толерантность проявляется и в правовой толерантности, что подчеркивал В.С.Соловьев в своей нравственной трактовке права, считая, что осуществление права возможно лишь «на основании нравственного начала».
В этике права воздействие морали на право усматривается в нравственном содержании правовых норм, общей трактовке нестерпимого в морали и праве и т.д.
Нравственная толерантность существует и в педагогической толерантности как в форме нравственно-духовных качеств участников педагогического процесса, так и в форме ее роли как важнейшей составляющей межличностных отношений 124

[Back]