Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 Есть верующие, которые руководствуются прагматическими ценностями пользы (божественного воздаяния за богоугодное поведение) или приоритетом ценностей обрядовой! стороны в религии, и эти их представления воздействуют на религиозную толерантность.
Поэтому единство религиозной и нравственной толерантности имеет относительный характер.
Нравственная толерантность проявляется и в правовой толерантности, что подчеркивал В.С.
Соловьев в своей нравственной трактовке права, считая, что осуществление права возможно лишь «на основании нравственного начала».
В этике права воздействие морали на право усматривается в нравственном содержании правовых норм, общей трактовке нестерпимого в морали и праве и т.д.

Американский политолог М.
Уолцер выделяет пять формулировок толерантности: отстраненность, связанная с нежеланием противостоять или ощущением бессмысленности противостояния; безразличие; моральный стоицизм; восприятие
различии как общественного блага; восторженное поддержание всякого многообразия1 2 3.
В.А.
Лекторский рассматривает четыре трактовки толерантности: безразличие; невозможность взаимопонимания, из которой не должно следовать априорно враждебное отношение к чужой л точке зрения; снисхождение к слабостям других; критический диалог Н.Н.
Федотова дает более осторожное определение толерантности, рассматривая ее как «признание легитимности законных и не расходящихся с моралью интересов другого и открытость по отношению к его опыту, готовность к диалогу
а к расширению собственного опыта в этом случае» .
Л.В.
Скворцов не признает общезначимого смысла
понятия «толерантность» 1 Уолцер М.
О терпимости.
Пер.
с англ.
И.Мюржбсрга.
— М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
С.
25-26.
2 Лекторский В.А.
О толерантности // Философские науки.
1997.
№ 3-4.
С.
14-18.
3 Федотова Н.11.
Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки.
2004.
№ 4.
С.5-27.
[стр. 13]

Глава I.
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ Понятие «толерантность» используется как в точном, естественном, так и гуманитарном знании.
Например, математики пользуются понятием «толерантные пространства».
В медицине толерантность понимается как «иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам» [18,1579].
Биологи под толерантностью понимают «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» [18, 1579].
Если недавно понятие «толерантность» можно было встретить исключительно в научных трактатах, то сейчас любое печатное издание не обходится без употребления этого понятия.
И в этом не было бы особенной проблемы, если бы мнения авторов по поводу содержания данного сложного понятия не расходились так значительно.
Так, американский политолог М.Уолцер выделяет пять формулировок толерантности: отстраненность, связанная с нежеланием противостоять или ощущением бессмысленности противостояния; безразличие; моральный стоицизм; восприятие различий как общественного блага; восторженное поддержание всякого многообразия [ 185,25-26].
В.АЛскторский рассматривает четыре трактовки толерантности: безразличие; невозможность взаимопонимания, из которой не должно следовать априорно враждебное отношение к чужой точке зрения; снисхождение к слабостям других; критический диалог [101].
Н.Н.Федотова дает более осторожное определение толерантности, рассматривая ее как «признание легитимности законных и не расходящихся с моралью интересов другого и открытость по отношению к его опыту, готовность к диалогу
и к расширению собственного опыта в этом случае» [192,10].
Л.В.Скворцов не признает общезначимого смысла
поня13

[стр.,124]

ленный социальный статус.
Например, следует толерантно относиться ко вчерашним врагам, оппонентам, если это мне самому принесег пользу.
Максима такого отношения: сам живи и дай жить другим.
Нравственная мотивация в отношениях этого рода из цели превращается в средство достижения прагматических целей.
Но если индивиды, действующие в этих отношениях, являются духовными личностями, то нравственная толерантность существует и в этих сферах.
Это выражается в том, что духовные личности устанавливают духовные границы на свою деятельность и отношения к другим и применяемые ими методы, ибо руководствуются приоритетом духовно-нравственных ценностей.
Тем более, нравственная толерантность влияет и на духовные отношения, в которых ценности, идеалы, смыслы жизни, представления о долге, благе, достоинстве, чести, добре и зле, совести играют роль целевой мотивации поведения.
Так, в религиозных отношениях верующие руководствуются ценностями и нормами религиозной морали, которая содержит в сакрализованной форме общечеловеческие ценности.
Но, как подчеркивает С.М.Шапютин [175,96-100], структура религиозной веры может иметь разный характер.
Есть верующие, которые руководствуются прагматическими ценностями пользы (божественного воздаяния за богоугодное поведение) или приоритетом ценностей обрядовой стороны в религии, и эти их представления воздействуют на религиозную толерантность.
Поэтому единство религиозной и нравственной толерантности имеет относительный характер.
Нравственная толерантность проявляется и в правовой толерантности, что подчеркивал В.С.Соловьев в своей нравственной трактовке права, считая, что осуществление права возможно лишь «на основании нравственного начала».
В этике права воздействие морали на право усматривается в нравственном содержании правовых норм, общей трактовке нестерпимого в морали и праве и т.д.

Нравственная толерантность существует и в педагогической толерантности как в форме нравственно-духовных качеств участников педагогического процесса, так и в форме ее роли как важнейшей составляющей межличностных отношений 124

[Back]