Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 41]

41 духовного и общественно-политического прогресса.
Вышесказанное позволяет признать этноконфессиональную доминанту в становлении и историческом развитии идеи толерантности.
Но при исследовании этого феномена, прежде псего, необходимо иметь в виду именно его конфессиональную составляющую.
Принято считать, что идея конфессиональной толерантности появляется в Западной Европе в период Реформации, будучи обусловленной бесконечной чередой религиозных войн и потому выражающей некоторый компромисс относительно мирного сосуществования представителей разных вероучений.
Если в качестве методологического основания
конфессиональной толерантности рассматривать идею единства, то она начала разрабатываться еще в древнегреческой философии, в которой единство рассматривалось как общая идея Космоса и Логоса, так как «мысля Космос, открывали, что единство есть единство всего; мысля же Логос, открывали, что единство есть единство во всем или по всему»1 2.
С появлением христианского мировоззрения представления по поводу «единства» изменились.
Понятие
единства стало применяться для понимания межличностных отношений и рассматривалось как «единство, осуществляемое в полноте общения совершенных личностей»7.
Сам принцип конфессиональной толерантности обрел признание в результате продолжительного духовного и общественно-политического процесса.
Поэтому чрезвычайно важное значение имеет рассмотрение истории формирования религиозных идей
толерантности.
Возникновение предпосылок конфессиональной толерантности как исторического феномена происходит в новозаветное время.
Христос в качестве заповеди Бога к человеку объявляет принцип любви к ближнему.
Позже апостол Павел, распространяя христианское учение, говорит о терпении, имел в виду
1 Хоружий С.С.
После перерыва.
Пути русской философии.
СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1994.
С.34.
2 См.
там же.
С.37.
[стр. 125]

между учащимися, учителями, теми и другими.
В педагогической этике существует так называемый кодекс учителя, в котором систематизированы не только специально-профессиональные, но и нравственные качества учителя.
В третьей главе исследуется соотношение нравственной толерантности с другими формами толерантности.
§ 1.
Толерантность в межконфессиональных отношениях Религиозная толерантность приобретает все большую актуальность не только в современном мире в целом, но и, особенно, в российском обществе, что обусловлено, по крайней мере, двумя причинами.
Первая заключается в широком распространении в последние десятилетия религиозного сознания среди различных групп населения по сравнению с советским периодом.
Вторая в возникновении нетрадиционных религий воинствующего типа, например, исламского фундаментализма, ваххабизма и т.д., с которыми связано возникновение опасности международного терроризма.
Хотя проблема терроризма относится к числу политических вопросов современности, она чрезвычайно важна для процесса урегулирования межконфессиональных отношений, так как большинство террористических актов совершается под лозунгами религиозного экстремизма.
Принято считать, что идея религиозной толерантности появляется в Западной Европе в период Реформации, будучи обусловленной бесконечной чередой религиозных войн и потому выражающей некоторый компромисс относительно мирного сосуществования представителей разных вероучений.
Если в качестве методологического основания
религиозной толерантности рассматривать идею единства, то она начала разрабатываться еще в древнегреческой философии, в которой единство рассматривалось как общая идея Космоса и Логоса, так как «мысля Космос, открывали, что единство есть единство всего; мысля же Логос, открывали, что единство есть единство во всем или по всему» [212,34].
С появлением христианского мировоззрения представления по поводу «единства» изменились.
Понятие
125

[стр.,126]

единства стало применяться для понимания межличностных отношений и рассматривалось как «единство, осуществляемое в полноте общения совершенных личностей» [212,37].
Сам принцип религиозной толерантности обрел признание в результате продолжительного духовного и общественно-политического процесса.
Поэтому чрезвычайно важное значение имеет рассмотрение истории формирования религиозных идей.

Возникновение предпосылок религиозной толерантности как исторического феномена происходит в новозаветное время.
Христос в качестве заповеди Бога к человеку объявляет принцип любви к ближнему.
Позже апостол Павел, распространяя христианское учение, говорит о терпении, имел в виду
мягкосердечное отношение к ошибкам других в духе терпимости и любви.
Очень точно и емко об идее терпимости, выраженной в Библии, высказался О.Хёффе: «Дух Нового Завета состоит в терпении и любви; не только принятие веры, но и соблюдение сопричастия вере, есть акт свободы и благородства, который не может быть поэтому насильственным; церковь является свободной общиной в сфере не мирской, а духовной, где всякое принуждение бессмысленно, низводит действительное исповедание веры до нечто иллюзорного в высшей степени...» [210,24].
Религиозная толерантность получает обоснование в средневековой религиозной философии.
М.Б.Хомяков показывает, что во П-Ш вв.
из потребности примирения и поиска способа сосуществования языческой и христианской культур рождается новое направление в философии христианская философия [211].
В раннехристианской апологетике идея религиозной терпимости не только присутствует, но и многосторонне обсуждается отцами церкви, которые по данному вопросу разделяются на два противоположных лагеря.
Сторонники идеи веротерпимости, среди которых можно назвать Св.Иустина Мученика, Феофана Антиохийского, Афиногора Афинского, признают существование социокультурной толерантности и в современной им греческой философии отыскивают основания для согласования язычества и христианства.
Именно это понимание было в дальнейшем 126

[Back]