Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 42]

42 мягкосердечное отношение к ошибкам других в духе терпимости и любви.
Очень точно и емко об идее терпимости, выраженной в Библии, высказался О.
Хёффе: «Дух Нового Завета состоит в терпении и любви; не только принятие веры, но и соблюдение со-причастия вере, есть акт свободы и благородства, который не может быть поэтому насильственным; церковь является свободной общиной в сфере не мирской, а духовной, где всякое принуждение бессмысленно, низводит действительное исповедание веры до
ч.
I нечто иллюзорного в высшей степени...» .
Конфессиональная толерантность получает обоснование в средневековой религиозной философии.
М.Б.
Хомяков показывает, что во
IIIII вв.
из потребности примирения и поиска способа сосуществования языческой и христианской культур рождается новое направление в философии христианская философия1 2.
В раннехристианской апологетике идея религиозной терпимости не только присутствует, но и многосторонне обсуждается отцами церкви, которые по данному вопросу разделяются на два противоположных лаг еря.
Сторонники идеи веротерпимости, среди которых можно назвать Св.
Иустина Мученика, Феофана Антиохийского, Афиногора Афинского, признают существование социокультурной толерантности и в современной им греческой философии отыскивают основания для согласования язычества и христианства.
Именно это понимание было в дальнейшем
поддержано Православной церковью.
Среди противников данных идей оказались Тертуллиан и Татиан Сириец, полагавшие, что философия порождает всяческие ереси, а потому языческая культура в целом должна быть уничтожена.
Хотя и обоснование, и отрицание принципа толерантности представляются далеко небесспорными, но важна сама идея поиска разрешения социокультурных проблем в поле толерантности.

1 Хёффе О.
Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки.
1991.
№12.
С.

24.
2 См.: Хомяков М.Б.
Проблема толерантности в христианской философии.
Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та.
2000.
296 с.
[стр. 126]

единства стало применяться для понимания межличностных отношений и рассматривалось как «единство, осуществляемое в полноте общения совершенных личностей» [212,37].
Сам принцип религиозной толерантности обрел признание в результате продолжительного духовного и общественно-политического процесса.
Поэтому чрезвычайно важное значение имеет рассмотрение истории формирования религиозных идей.
Возникновение предпосылок религиозной толерантности как исторического феномена происходит в новозаветное время.
Христос в качестве заповеди Бога к человеку объявляет принцип любви к ближнему.
Позже апостол Павел, распространяя христианское учение, говорит о терпении, имел в виду мягкосердечное отношение к ошибкам других в духе терпимости и любви.
Очень точно и емко об идее терпимости, выраженной в Библии, высказался О.Хёффе: «Дух Нового Завета состоит в терпении и любви; не только принятие веры, но и соблюдение сопричастия вере, есть акт свободы и благородства, который не может быть поэтому насильственным; церковь является свободной общиной в сфере не мирской, а духовной, где всякое принуждение бессмысленно, низводит действительное исповедание веры до
нечто иллюзорного в высшей степени...» [210,24].
Религиозная толерантность получает обоснование в средневековой религиозной философии.
М.Б.Хомяков показывает, что во
П-Ш вв.
из потребности примирения и поиска способа сосуществования языческой и христианской культур рождается новое направление в философии христианская философия [211].
В раннехристианской апологетике идея религиозной терпимости не только присутствует, но и многосторонне обсуждается отцами церкви, которые по данному вопросу разделяются на два противоположных лагеря.
Сторонники идеи веротерпимости, среди которых можно назвать Св.Иустина Мученика, Феофана Антиохийского, Афиногора Афинского, признают существование социокультурной толерантности и в современной им греческой философии отыскивают основания для согласования язычества и христианства.
Именно это понимание было в дальнейшем
126

[стр.,127]

поддержано Православной церковью.
Среди противников данных идей оказались Тертуллиан и Татиан Сириец, полагавшие, что философия порождает всяческие ереси, а потому языческая культура в целом должна быть уничтожена.
Хотя и обоснование, и отрицание принципа толерантности представляются далеко небесспорными, но важна сама идея поиска разрешения социокультурных проблем в поле толерантности.

В отличие от античности в эпоху средневековья вопросы толерантности рассматриваются сугубо в рамках проблемы межрелигиозных отношений верующих.
В этот период христианство ведет борьбу с неверными и еретиками, и толерантность оказывается необходимой в качестве своего рода инструмента для сохранения мира и согласия в обществе.
Терпимость здесь выступает как вынужденное под давлением внешних обстоятельств отношение к другим.
Понимание религиозной толерантности начинает меняться в эпоху Реформации, что было обусловлено изменениями и в социально-политической, и в религиозной сферах.
Среди возможных причин распространения идей толерантности в Европе и Северной Америке некоторые исследователи называют также экономические причины: нетерпимость в отношениях между людьми могла послужить значительным тормозом в расширении границ свободного предпринимательства и торговли.
Наиболее значительной причиной, побудившей к дальнейшему утверждению принципа религиозной толерантности, является возникновение нового направления христианства протестантизма, которое повлияло не только на межконфессиональные отношения верующих, но также наложило свой отпечаток на отношения церкви и государства.
Средневековая борьба с еретиками перерастает в кровавые и жестокие религиозные войны.
И если до сих пор, в Средние века, проблема религиозной толерантности не выходила за рамки ведения церкви, то теперь потребовалось государственное вмешательство в дела веротерпимости.
Чрезвычайно возрастает актуальность идеи всеобщего мира в обществе в целом и религиозного мира, в частности.
Возникший протестантизм предлагает свое решение назревшей проблемы через 127

[стр.,197]

203.
Фрейд 3.
Массовая психология и анализ человеческого «Я» / 3.Фрейд.
Избранное.
Книга I.
М.: Московский рабочий, 1990.
С.3-67.
204.
Фромм Э.
Душа человека.
М.: Республика, 1998.
429 с.
20$.
Фромм Э.
Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.
238 с.
206.
Фромм Э.
Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост.
и общ.
ред.
А.А.Яковлева: Перевод.
М.: Изд-во политической литературы, 1989.
С.
143221.
207.
Фромм Э.
Человек для себя / Пер.
с англ, и послесл.
Л.А.Чернышсвой.
Минск: Харвсст, 1992.
252 с.
208.
Фромм Э.
Человеческая ситуация.
М.: Изд-во «Смысл», 1995.
238 с.
209.
Харитонов В.В.
Диапогика М.М.Бахтина и проблема полипарадигмальности современной духовной ситуации // М.М.Бахтин: рго е! сотга.
Творчество и наследие М.М.Бахтина в контексте мировой культуры: Антология.
СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института.
— (Русский путь).
Т.2.
2002.
— С.297-303.
210.
Хёффе О.
Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки.
1991.
№ 12.
С.

16-28.
211.
Хомяков М.Б.
Проблема толерантности в христианской философии.
Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.
296 с.

212.
Хоружий С.С.
После перерыва.
Пути русской философии.
СГ16.: АЛЕТЕЙЯ, 1994.-447 с.
213.
Цзян Цзэминь.
Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых и богатые помогать бедным // Международная жизнь.
2000.
-№ 10.
С.29-32.
214.
Цыганков Г1.А.
Международные отношения: Учсб.пособие.
М.: Новая школа, 1996.-320 с.
215.
Чанышев А.Н.
Курс лекций по древней философии.
М.: Высшая школа, 1981.
374 с.
197

[Back]