Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 43]

43 В отличие от античности в эпоху средневековья вопросы толерантности рассматриваются сугубо в рамках проблемы межрелигиозных отношений верующих.
В этот период христианство ведет борьбу с неверными и еретиками, и толерантность оказывается необходимой в качестве своего рода инструмента для сохранения мира и согласия в обществе.
Терпимость здесь выступает как вынужденное под давлением внешних обстоятельств отношение к другим.
Понимание
конфессиональной толерантности начинает меняться в эпоху Реформации, что было обусловлено изменениями и в социальнополитической, и в религиозной сферах.
Среди возможных причин распространения идей толерантности в Европе и Северной Америке некоторые исследователи называют также экономические причины: нетерпимость в отношениях между людьми могла послужить значительным тормозом в расширении границ свободного предпринимательства и торговли.
Наиболее значительной причиной, побудившей к дальнейшему утверждению принципа религиозной толерантности, является возникновение нового направления христианства протестантизма, которое повлияло не только на межконфессиональные отношения верующих, но также наложило свой отпечаток на отношения церкви и государства.
Средневековая борьба с еретиками перерастает в кровавые и жестокие религиозные войны.
И если до сих пор, в Средние века, проблема религиозной толерантности не выходила за рамки ведения церкви, то теперь потребовалось государственное вмешательство в дела веротерпимости.
Чрезвычайно возрастает актуальность идеи всеобщего мира в обществе в целом и религиозного мира, в частности.
Возникший протестантизм предлагает свое решение назревшей проблемы через секуляризацию общества, в результате чего государство должно занимать в своей конфессиональной политике толерантную позицию.
Так, например, в работах немецкого философа XVI века Себастьяна Франка содержится всесторонняя аргументация в пользу всеобщего мира
[стр. 127]

поддержано Православной церковью.
Среди противников данных идей оказались Тертуллиан и Татиан Сириец, полагавшие, что философия порождает всяческие ереси, а потому языческая культура в целом должна быть уничтожена.
Хотя и обоснование, и отрицание принципа толерантности представляются далеко небесспорными, но важна сама идея поиска разрешения социокультурных проблем в поле толерантности.
В отличие от античности в эпоху средневековья вопросы толерантности рассматриваются сугубо в рамках проблемы межрелигиозных отношений верующих.
В этот период христианство ведет борьбу с неверными и еретиками, и толерантность оказывается необходимой в качестве своего рода инструмента для сохранения мира и согласия в обществе.
Терпимость здесь выступает как вынужденное под давлением внешних обстоятельств отношение к другим.
Понимание
религиозной толерантности начинает меняться в эпоху Реформации, что было обусловлено изменениями и в социально-политической, и в религиозной сферах.
Среди возможных причин распространения идей толерантности в Европе и Северной Америке некоторые исследователи называют также экономические причины: нетерпимость в отношениях между людьми могла послужить значительным тормозом в расширении границ свободного предпринимательства и торговли.
Наиболее значительной причиной, побудившей к дальнейшему утверждению принципа религиозной толерантности, является возникновение нового направления христианства протестантизма, которое повлияло не только на межконфессиональные отношения верующих, но также наложило свой отпечаток на отношения церкви и государства.
Средневековая борьба с еретиками перерастает в кровавые и жестокие религиозные войны.
И если до сих пор, в Средние века, проблема религиозной толерантности не выходила за рамки ведения церкви, то теперь потребовалось государственное вмешательство в дела веротерпимости.
Чрезвычайно возрастает актуальность идеи всеобщего мира в обществе в целом и религиозного мира, в частности.
Возникший протестантизм предлагает свое решение назревшей проблемы через
127

[стр.,128]

шсние назревшей проблемы через секуляризацию общества, в результате чего государство должно занимать в своей конфессиональной политике толерантную позицию.
Так, например, в работах немецкого философа XVI века Себастьяна Франка содержится всесторонняя аргументация в пользу всеобщего мира
между религиями.
Утверждается, во-первых, что, поскольку вера является глубоко личным переживанием каждого отдельного человека, насильственно склонять человека к принятию того или иного вероисповедания являегся делом не только бесплодным, но более того грехом.
Внешнее принуждение вызывает проявления плотского в человеке злобу и агрессивность по отношению к тем, кто не хочет склоняться к принятию общей точки зрения.
Во-вторых, из равенства всех людей перед Богом Себастьяном Франком выводится и равенство всех людей друг перед другом: «Каждый должен претерпевать от другого столько, сколько другой претерпевает от него» [153,15].
Рассуждения Себастьяна Франка напоминают библейский принцип: «Не судите, да не судимы будете».
В-третьих, он полагает, что каждая нация несет в себе что-то доброе, сердечное, чем нельзя пренебрегать, но, наоборот, надо всячески поддерживать и способствовать раскрытию ее духовного потенциала.
Данные рассуждения Себастьяна Франка развивает Н.Кузанский, обоснование религиозной толерантности у которого изложено в труде «Ое расе Пс1еЬ>.
Отправным моментом в рассуждениях философа о толерантности является признание множественности национальных культур.
Поскольку национальные культурные различия народов мира невозможно ни нивелировать, ни тем более устранить, для сохранения целостности мира выход представляется только один — установление толерантных взаимоотношений между народами.
Н.Кузанский утверждал, что во всех основных религиозных учениях содержится одна и та же окончательная истина, но трактуется она по-разному в силу следующего ряда причин.
Вопервых, все люди отличаются друг от друга разнообразным восприятием окру128

[Back]