Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 49]

49 теоретически-богословских доктрин не влияет на духовную жизнь верующих.
Все христианские конфессии объявляются равными частями единой и невидимой Церкви.
Им отвергаются и идеи экуменизма о том, что не только все христианские, но и вероучения всех существующих религий, равны, и человек вправе сам выбирать, как получить спасение.
При такой форме экуменизма, по его мнению, человек обезличивает Бога, называя его «нечто», «энергия»,
«сила», «космос», «природа», «ноосфера» или как-либо иначе.
Скептицизм философов и богословов относительно возможности религиозной толерантности как будто подтверждается современными межконфессиональн ыми конфликтами.
Очевидно, что как первая (признание возможности полного объединения всех религий), так и вторая (отрицание такой возможности даже чисто теоретически) точки зрения являются крайними.
Однако уже присутствие той и другой позиции обнаруживает противоречивую сущность религиозной толерантности, на что обращает внимание А.
Кураев.
«Разные обязанности есть у человека, считает он, признавать свободу совести мой гражданский долг.
Но отстаивать единственность церковной веры мой христианский долг.
И первое не должно заглушать второе»1.

По мнению В.С.
Соловьева, внешнее объединение различных религиозных групп, основанное на вынужденном соглашении, не имеет прочного фундамента и поэтому длительное время сохраниться не может.
Религия это дело свободного, нравственного выбора каждого отдельного индивида, следовательно, и объединение верующих должно проистекать из религиозно-нравственных побуждений.
Его понимание
конфессиональной толерантности обнаруживается в следующих идеях: «Настоящая задача не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, осознать и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с
[стр. 132]

бовь отождествляет человека с богом, заявляет он, бога с человеком и, следовательно, человека с человеком; а вера отделяет бога от человека и, следовательно, человека от человека» [194,285].
С его точки зрения, вера разделяет, так как, чтобы доказать правоту своей веры, нужно опровергнуть все остальные вероучения.
Вера неизбежно влечет за собой, по Фейербаху, отрицание, отчуждение и замкнутость в границах собственного вероучения.
Каждая вера истинна только внутри себя, так что все остальные вероучения представляются для нее заблуждением.
Отсюда Фейербах делает вывод, что «вера ограничивает, сужает горизонты человека; она отнимает у него свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается» [194,286].
Кроме того, вера имеет партийный характер, ибо «тесно связана с иллюзией, будто ее дело есть дело бога, ее честь есть честь бога» [ 189,293].
Из этого следует не просто замкнутость одного индивида (верующего) по отношению к другому (неверующему или инаковерующсму), а осуждение, непринятие другого, что в конечном итоге исключает возможности толерантного общения.
В результате философ приходит к заключению о том, что религиозная вера нетерпима по своему существу и неизбежно переходит в ненависть.
В современной философии также встречаются представления, в которых отвергается возможность существования религиозной толерантности.
Например, А.Кураев [93] подвергает критике идеи экуменизма.
Он считает неприемлемыми представления экуменизма о том, что все церкви (следует отметить, что речь идет только о христианских конфессиях, нехристианские вероучения им вообще не рассматриваются) обладают истиной, а, следовательно, спасающей силой.
При этом разница обрядов и теоретически-богословских доктрин не влияет на духовную жизнь верующих.
Все христианские конфессии объявляются равными частями единой и невидимой Церкви.
Им отвергаются и идеи экуменизма о том, что не только все христианские, но и вероучения всех существующих религий, равны, и человек вправе сам выбирать, как получить спасение.
При такой форме экуменизма, по его мнению, человек обезличивает Бога, называя его «нечто», «энергия»,
132

[стр.,133]

«сила», «космос», «природа», «ноосфера» или как-либо иначе.
Скептицизм философов и богословов относительно возможности религиозной толерантности как будто подтверждается современными межконфессиональными конфликтами.
Очевидно, что как первая (признание возможности полного объединения всех религий), так и вторая (отрицание такой возможности даже чисто теоретически) точки зрения являются крайними.
Однако уже присутствие той и другой позиции обнаруживает противоречивую сущность религиозной толерантности, на что обращает внимание А.Кураев.
«Разные обязанности есть у человека, считает он, признавать свободу совести мой гражданский долг.
Но отстаивать единственность церковной веры мой христианский долг.
И первое не должно заглушать второе»
[95,80].
Возникает вопрос, не имеем ли мы дело еще с одной антиномией, которой можно продолжить ряд антиномий Канта: между религиями и церквями, доносящими чистоту их вероучения до верующих, не может быть религиозной толерантности.
Между религиями и церквями может быть религиозная толерантность.
Но самому Канту такая антиномия была бы чужда, ибо именно он обосновал идею относительности всех вероисповеданий и отрицал наличие абсолютной формы религиозного поклонения.
По его мнению, во главе рассуждений о приоритете той или иной религии или равенстве религий должен стоять вопрос о ценности личности, о ценности человеческого бытия как такового.
Комментируя идеи Канта об утверждении принципа «постепенного перехода церковной веры ко всеобщей религии разума и, таким образом, к (божественному) этическому государству на земле» [80,144], В.Д.Жукоцкий формулирует основной вывод Канта следующим образом: «Подлинная религиозная солидарность людей возможна не на принципах правильного поклонения Божеству и поиска уникальной церкви для всех религий, а на пути нравственного служения человеку, понимания относительности любых догматических религиозных форм» [62,32].
133

[стр.,134]

Идеи И.Канта о ценности личности как глубинном основании религиозной толерантности были развиты русской религиозной философией Х1Х-ХХ веков.
По мнению В.С.Соловьева, внешнее объединение различных религиозных групп, основанное на вынужденном соглашении, не имеет прочного фундамента и поэтому длительное время сохраниться не может.
Религия это дело свободного, нравственного выбора каждого отдельного индивида, следовательно, и объединение верующих должно проистекать из религиозно-нравственных побуждений.
Его понимание
религиозной толерантности обнаруживается в следующих идеях: «Настоящая задача не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, осознать и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины.
Необходимо примирение по существу; существо же примирения есть Бог, и истинное примирение в том, чтобы не по-человечески, а «по-Божьи» отнестись к противнику» [63,108].
Данное основание религиозной толерантности далее было развито в концепции «Я», «Ты», «Мы», где было показано, что личность не является самодостаточной и ее духовное самоопределение возможно лишь в рамках душевнодуховного общения с «Ты» и «Мы».
«В откровении «мы», считал С.Л.Франк, нам дан радостный и укрепляющий нас опыт внугренней сопринадлежности и однородности «внутреннего» и «внешнего» бытия, опыт интимного сродства моего внутреннего самобытия с окружающим меня бытием внешним, опыт внутреннего приюта души в родном доме.
Отсюда святость, умилительность, неизбывная глубина чувства родины, семьи, дружбы, вероисповедного единства» [200,537].
Эта идея нашла наибольшее воплощение в трудах П.Флоренского, у которого «образ всеединства есть собрание, сообщество личностей, связуемых любовью и силою этой связи образующих также единую личность которая и есть София...
Любовь выступает здесь как закон, внутренний принцип всеединства, как сила, созидающая и скрепляющая его» [212,54].
По мнению философа, замкнутость, ограниченность в общении является тупиковым путем.
Только обогащение, проис134

[Back]