Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 53]

53 некоторые другие тексты, однако Трипитака считается Каноном).
При рассмотрении вероучений, содержащихся в этих Священных писаниях, выявляется тенденция исповедания ценностей любви, добра, сострадания, милосердия, терпимости.
Тема любви к ближнему является одной из центральных в любой религии.
«Эта любовь полна терпимости по отношению к тем, кто причинил ей вред по неведению или злой воле.
Но, чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину, так как людское сердце часто эгоистично и скупо в сравнении с божественной любовью»1.
Однако, не смотря на внешне кажущуюся сходной тенденцию терпимого отношения к окружающим, при более тщательном анализе наблюдаются существенные различия в решении поставленной проблемы в Священных писаниях.
Поэтому нашей
задачей будет последовательное рассмотрение, сопровождаемое анализом и сопоставлением изложения проблемы толерантности мировыми религиями.
Христианство есть одна из древнейших мировых религий, уходящая своими корнями к иудаизму.
Сегодня христианство объединяет три основные направления: православие, католицизм и протестантизм.

Библия рассматривает проблему взаимоотношений между людьми через такие категории как «терпение», «прощение», «сострадание», «сочувствие», «любовь».
Понятия «терпимость» и «толерантность» в Библии не встречаются, но вместо них употребляются «терпение» и «долготерпение».
Данные два понятия, безусловно, очень близки по содержанию, различаясь только временным фактором: долготерпение есть терпение на протяжении длительного отрезка времени.
Однако, если анализировать контекст их употребления в Библии, то становится заметным их
существенное различие.
Соответственно древнегреческому значению
1 Коваль Т.Б.
Терпение и терпимость как религиозные добродетели (христианство и религиозные традиции мира) // Личность и мир: Филос.-публ.
Альманах.
Вып.
10.
М., 2001.
С.
28-40.
[стр. 40]

да и единству телесной и духовной натуры человека наносится большой ущерб» [223,74].
В истории мировой культуры доминировала та или иная форма знания.
Однако, по мнению М.Шелера, «...сегодня во всем мире пробил час, когда надо проложить путь к выравниванию и одновременно взаимодополнению этих односторонних направлений духа» [223,75].
Безусловно, прежде всего такая тенденция проявляется при разработке общекультурных проблем, к числу которых относится, с нашей точки зрения, проблема толерантности.
Итак, для целостного рассмотрения поставленной проблемы представляется необходимым обратиться не только к философским учениям о толерантности, но так же и к таким источникам духовных традиций как священные тексты различных культур.
Слова истины, заключенные в Священных писаниях, образуют основу вероучения любой религии и выступают важным фактором развития цивилизаций и индивидов.
К ведущим мировым религиям относятся христианство, мусульманство и буддизм.
Соответствующими им Священными писаниями являются Библия, Коран и Трипитака (хотя в буддизме священными признаются и некоторые другие тексты, однако Трипитака считается Каноном).
При рассмотрении вероучений, содержащихся в этих Священных писаниях, выявляется тенденция исповедания ценностей любви, добра, сострадания, милосердия, терпимости.
Тема любви к ближнему является одной из центральных в любой религии.
Эта любовь полна терпимости по отношению к тем, кто причинил ей вред по неведению или злой воле.
Но, чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину, так как людское сердце часто эгоистично и скупо в сравнении с божественной любовью.
Однако, не смотря на внешне кажущуюся сходной тенденцию терпимого отношения к окружающим, при более тщательном анализе наблюдаются существенные различия в решении поставленной проблемы в Священных писаниях.
Поэтому нашей
40

[стр.,41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА задачей будет последовательное рассмотрение, сопровождаемое анализом и сопоставлением изложения проблемы толерантности мировыми религиями.
Христианство есть одна из древнейших мировых религий, уходящая своими корнями к иудаизму.
Сегодня христианство объединяет три основные направления: православие, католицизм и протестантизм.

Общим ядром этих трех направлений служит верование в святую троицу Бога-Отца, Сына Божиего Иисуса Христа и Духа Святого.
Бог-Отец выступает в роли творца мира и человека.
В центре христианства находится образ богочеловека Иисуса Христа, основной целью земной жизни которого было принесение благой вести людям от Бога.
Благовестив состояло в том, что несмотря на грехи людей, Бог-Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин.
3:16].
Дух Святой (третья личность Божественной троицы) начинает свое служение на земле по завершении земной жизни Иисуса Христа.
Дух Святой даруется Богом-Отцом каждому верующему для утешения и наставления в вере.
С.Н.Булгаков подчеркивал взаимосвязь Троицы и человеческого духа: «Если Бог есть Троица, единосущная и нераздельная, то и человеческий дух, хотя и не есть троица, но имеег образ триединства, который с необходимостью возводит ум к Первообразу.
Триединая природа человеческого духа есть живое свидетельство о Св.
Троице» [22,90].
Священным Писанием христианства является Библия.
Ветхий Завет содержит Божий закон для людей (в том числе десять заповедей), данный через Моисея еврейскому народу на горе Синай.
Новый Завет представляет собой учение Иисуса Христа, которое часто называют учением любви, ибо его Нагорная проповедь, где подтверждены все десять религиозных заповедей, проникнута духом любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим...
возлюби ближнего твоего как самого себя; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» [Матф.
22:37-40].
4!

[стр.,42]

Библия рассматривает проблему взаимоотношений между людьми через такие категории как «терпение», «прощение», «сострадание», «сочувствие», «любовь».
Понятия «терпимость» и «толерантность» в Библии не встречаются но вместо них употребляются «терпение» и «долготерпение».
Данные два понятия, безусловно, очень близки по содержанию, различаясь только временным фактором: долготерпение есть терпение на протяжении длительного отрезка времени.
Однако, если анализировать контекст их употребления в Библии, то становится заметным их
сущеественное различие.
Соответственно древнегреческому значению
слово терпение (олороуг)) есть добровольное несение физического бремени, а долготерпение (ракробуретз) великодушие [50,1048,1694].
Апостол Павел в послании к ефесянам просит их хранить единство духа: «...я...умоляю вас поступать...со всяким...
долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» [Еф.4:2].
Он же, наставляя фессалоникийцев о том, как поступать с бесчинными, малодушными и слабыми, говорит: «...будьте долготерпеливы ко всем» [1Фес.5:14].
Долготерпение означает в Библии великодушие и любовь, проявляемые в тех случаях, когда снисходительность и доверие подвергаются слишком большому испытанию.
Поэтому можно заключить, что именно понятие «долготерпение» выражает характеристику взаимоотношений между Богом и человеком и между людьми, и именно его можно рассматривать как возможный синоним «толерантности».
Особенно четкое разделение в словоупотреблении наблюдается при описании поступков и характера Бога.
Термин «терпение» в отношении Бога не встречается, что становится объяснимым, если рассматривать терпение в том смысле, который был описан выше.
Бог не несет физического бремени, и характер Его взаимоотношений с человеком описывается через категорию Божиего долготерпения.
Апостол Петр в одном из своих посланий выражает данную мысль следующими словами: «Не медлит Господь...
но долготерпит нас» [2Петра 3:9].
При анализе текстов Священного Писания можно выделить несколько уровней понимания категории толерантности, что обусловлено признанием иерархии Бога и 42

[Back]