Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 54]

54 слово терпение есть добровольное несение физического бремени, а долготерпение великодушие.
Апостол Павел в послании к ефесянам просит их хранить единство духа: «...я...умоляю вас поступать...со всякимдолготерпением, снисходя друг ко другу любовью» [Еф.4:2].
Он же, наставляя
фессалоиикийцев о том, как поступать с бесчинными, малодушными и слабыми, говорит: «...будьте долготерпеливы ко всем» [1Фес.5:14].
Долготерпение означает в Библии великодушие и любовь, проявляемые в тех случаях, когда снисходительность и доверие подвергаются слишком большому испытанию.
Поэтому можно заключить, что именно понятие «долготерпение» выражает характеристику взаимоотношений между Богом и человеком и между людьми, и именно его можно рассматривать как возможный синоним «толерантности».
Особенно четкое разделение в словоупотреблении наблюдается при описании поступков и характера Бога.
Термин «терпение» в отношении Бога не встречается, что становится объяснимым, если рассматривать терпение в том смысле, который был описан выше.
Бог не несет физического бремени, и характер
ЕТо взаимоотношений с человеком описывается через категорию Божиего долготерпения.
Апостол Петр в одном из своих посланий выражает данную мысль следующими словами: «Не медлит Господь...
но долготерпит нас» [2Петра 3:9].
При анализе текстов Священного Писания можно выделить несколько уровней понимания категории толерантности, что обусловлено признанием иерархии Бога и
человека в религиозном мировоззрении.
Высшим уровнем, безусловно, является долготерпение Божие в отношении к человеку.
Более низким уровнем понимания выступает толерантность человека, которую, в свою очередь, нужно рассматривать в свете различных образов человека, предлагаемых Библией.
Человек существо, включающее в свой
состав тело, душу и дух.
Об этом упоминается при описании актов творения Богом первых людей [Бытие 2], об этом говорит Апостол Павел: «Сам же Бог мира
[стр. 42]

Библия рассматривает проблему взаимоотношений между людьми через такие категории как «терпение», «прощение», «сострадание», «сочувствие», «любовь».
Понятия «терпимость» и «толерантность» в Библии не встречаются но вместо них употребляются «терпение» и «долготерпение».
Данные два понятия, безусловно, очень близки по содержанию, различаясь только временным фактором: долготерпение есть терпение на протяжении длительного отрезка времени.
Однако, если анализировать контекст их употребления в Библии, то становится заметным их сущеественное различие.
Соответственно древнегреческому значению слово терпение (олороуг)) есть добровольное несение физического бремени, а долготерпение (ракробуретз) великодушие [50,1048,1694].
Апостол Павел в послании к ефесянам просит их хранить единство духа: «...я...умоляю вас поступать...со всяким...
долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» [Еф.4:2].
Он же, наставляя
фессалоникийцев о том, как поступать с бесчинными, малодушными и слабыми, говорит: «...будьте долготерпеливы ко всем» [1Фес.5:14].
Долготерпение означает в Библии великодушие и любовь, проявляемые в тех случаях, когда снисходительность и доверие подвергаются слишком большому испытанию.
Поэтому можно заключить, что именно понятие «долготерпение» выражает характеристику взаимоотношений между Богом и человеком и между людьми, и именно его можно рассматривать как возможный синоним «толерантности».
Особенно четкое разделение в словоупотреблении наблюдается при описании поступков и характера Бога.
Термин «терпение» в отношении Бога не встречается, что становится объяснимым, если рассматривать терпение в том смысле, который был описан выше.
Бог не несет физического бремени, и характер
Его взаимоотношений с человеком описывается через категорию Божиего долготерпения.
Апостол Петр в одном из своих посланий выражает данную мысль следующими словами: «Не медлит Господь...
но долготерпит нас» [2Петра 3:9].
При анализе текстов Священного Писания можно выделить несколько уровней понимания категории толерантности, что обусловлено признанием иерархии Бога и
42

[стр.,43]

человека в религиозном мировоззрении.
Высшим уровнем, безусловно, является долготерпение Божие в отношении к человеку.
Более низким уровнем понимания выступает толерантность человека, которую, в свою очередь, нужно рассматривать в свете различных образов человека, предлагаемых Библией.
Человек существо, включающее в свой
сосгав тело, душу и дух.
Об этом упоминается при описании актов творения Богом первых людей [Бытие 2], об этом говорит Апостол Павел: «Сам же Бог мира
да освятит вас во всей полноте, а ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» [1Фсс.
5:23].
Толерантность, являясь духовным качеством человека, может быть присуща только духовным существам.
Человек приобретает духовность только после процесса духовного рождения или рождения свыше, что подробно объясняет Иисус в беседе с законоучителем Никодимом: каждому человеку «должно родиться свыше» и «рожденное от Духа есть дух» [Иоан.З:6,7].
До рождения свыше человека можно описать как телесно-душевное существо, значительно отличающееся от духовного.
Именно таким представлен человек в книгах Ветхого Завета.
Апостол Павел подчеркивает: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» [Жор.
2:14-15].
В Ветхом Завете говорится о терпимости как свойстве души человека, а не как об общеобязательном принципе жизни, ибо закон Моисея гласит: «Око за око и зуб за зуб».
Основу Ветхого Завета составляют десять заповедей, данных Моисею на горе Синай.
Та их часть, которая касается взаимоотношений с ближними, выражена в основном в виде запретов и рассчитана на их телеснодушевное восприятие.
Что касается Бога, то в Ветхом Завете более подчеркиваются его душевные качества, нередко далекие от терпимости: «Да и сам Бог в Ветхом Завете ведет себя как телесный человек: он гневается, проклинает, наказывает, прибегая к физи43

[Back]