55 да освятит вас во всей полноте, а ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» [1Фес. 5:23]. Толерантность, являясь духовным качеством человека, может быть присуща только духовным существам. Человек приобретает духовность только после процесса духовного рождения или рождения свыше, что подробно объясняет Иисус в беседе с законоучителем Никодимом: каждому человеку «должно родиться свыше» и «рожденное от Духа есть дух» [Иоан.З:6,7]. До рождения свыше человека можно описать как телеснодушевное существо, значительно отличающееся от духовного. Именно таким представлен человек в книгах Ветхого Завета. Апостол 11авел подчеркивает: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» [Кор. 2:14-15]. В Ветхом Завете говорится о терпимости как свойстве души человека, а не как об общеобязательном принципе жизни, ибо закон Моисея гласит: «Око за око и зуб за зуб». Основу Ветхого Завета составляют десять заповедей, данных Моисею на горе Синай. Та их часть, которая касается взаимоотношений с ближними, выражена в основном в виде запретов и рассчитана на их телесно-душевное восприятие. Что касается Бога, то в Ветхом Завете более подчеркиваются его душевные качества, нередко далекие от терпимости: «Да и сам Бог в Ветхом Завете ведет себя как телесный человек: он гневается, проклинает, наказывает, прибегая к физическому насилию. Достаточно вспомнить как Он насылает на египетский народ моровую язву, жаб, саранчу, тьму, превращает воды реки в кровь, обрекает на смерть первенцев. Дикость, нецивилизованность человека в начале его истории находит свое отражение в |
человека в религиозном мировоззрении. Высшим уровнем, безусловно, является долготерпение Божие в отношении к человеку. Более низким уровнем понимания выступает толерантность человека, которую, в свою очередь, нужно рассматривать в свете различных образов человека, предлагаемых Библией. Человек существо, включающее в свой сосгав тело, душу и дух. Об этом упоминается при описании актов творения Богом первых людей [Бытие 2], об этом говорит Апостол Павел: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, а ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» [1Фсс. 5:23]. Толерантность, являясь духовным качеством человека, может быть присуща только духовным существам. Человек приобретает духовность только после процесса духовного рождения или рождения свыше, что подробно объясняет Иисус в беседе с законоучителем Никодимом: каждому человеку «должно родиться свыше» и «рожденное от Духа есть дух» [Иоан.З:6,7]. До рождения свыше человека можно описать как телесно-душевное существо, значительно отличающееся от духовного. Именно таким представлен человек в книгах Ветхого Завета. Апостол Павел подчеркивает: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» [Жор. 2:14-15]. В Ветхом Завете говорится о терпимости как свойстве души человека, а не как об общеобязательном принципе жизни, ибо закон Моисея гласит: «Око за око и зуб за зуб». Основу Ветхого Завета составляют десять заповедей, данных Моисею на горе Синай. Та их часть, которая касается взаимоотношений с ближними, выражена в основном в виде запретов и рассчитана на их телеснодушевное восприятие. Что касается Бога, то в Ветхом Завете более подчеркиваются его душевные качества, нередко далекие от терпимости: «Да и сам Бог в Ветхом Завете ведет себя как телесный человек: он гневается, проклинает, наказывает, прибегая к физи43 ческому насилию. Достаточно вспомнить как Он насылает на египетский народ моровую язву, жаб, саранчу, тьму, превращает воды реки в кровь, обрекает на смерть первенцев. Дикость, нецивилизованность человека в начале его истории находит свое отражение в Ветхом Завете» [173,84]. В то же время в нем содержится достаточно много примеров Божиего долготерпения к людям. Интересным примером, особенно в сравнении с человеческим нетерпением, является Божие помилование Ниневии. Бог отправил пророка Иону в столицу Ассирийской империи Ниневию с целью предупреждения о грядущем Божием гневе, если они не раскаются и не изменят образа жизни. Для Ионы падение Ниневии выглядело, как отмщение за гнет Израиля, поэтому для Ионы было непонятно решение Бога помиловать Ниневию. Когда жители покаялись в своих преступлениях. Иона настолько негодовал, что даже решил просить для себя смерти. Такое поведение Ионы можно рассматривать, как иллюстрацию к вышеупомянутым словам Апостола Павла о том, что душевный человек не может судить о духовном. Эта и подобные истории характеризуют в Библии долготерпение Бога и показывают пример терпимости для верующих. Переход к иному пониманию терпимости в Новом Завете становится возможным потому, что в нем появляется новый образ человека как духовного существа. Духовный человек отличается от душевного тем, что в нем поселяется Дух Божий и наделяет человека духовными качествами, в том числе и толерантностью. Согласно Библии, человек не рождается с этим качеством и не приобретает его спонтанно в процессе жизни. Толерантность является плодом Духа Святого, который как самостоятельная личность Божественной Троицы действует в верующем и формирует в нем это качество. Об этом можно прочесть в послании к Галатам: «Плод же духа ...долготерпение» [Гал.5:22]. Тем не менее, человек должен прилагать усилия, чтобы данное качество в нем проявлялось и развивалось [2Петра 1:56]. Таким образом, толерантность выступает не позитивным качеством психического характера человека, а важнейшей составляющей его духовного мира. 44 |