Ветхом Завете»1. Переход к иному пониманию терпимости в Новом Завете становится возможным потому, что в нем появляется новый образ человека как духовного существа. Духовный человек отличается от душевного тем, что в нем поселяется Дух Божий и наделяет человека духовными качествами, в том числе и толерантностью. Согласно Библии, человек не рождается с этим качеством и не приобретает его спонтанно в процессе жизни. Толерантность является плодом Духа Святого, который как самостоятельная личность Божественной Троицы действует в верующем и формирует в нем эго качество. Об этом можно прочесть в послании к Галатам: «Плод же духа ...долготерпение» [Гал.5:22]. Тем не менее, человек должен прилагать усилия, чтобы данное качество в нем проявлялось и развивалось [2Петра 1:56]. Таким образом, толерантность выступает не позитивным качеством психического характера человека, а важнейшей составляющей его духовного мира. В Библии указано не только что и почему нужно исполнять людям, но и даются советы, как это следует сделать. На вопрос, почему к окружающим нужно относиться, руководствуясь принципом толерантности, здесь дается три ответа: 1) человек сотворен по образу и подобию Бога; 2) таким образом человек исполнит закон Христов; 3) Христос оставил пример долготерпения. Но христианство не учит толерантности как молчаливому безразличию. Бог не терпелив ко греху и призывает христиан делать то же самое. Например, Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» [Еф. 5:11]. Согласно библейскому учению, Иисус Христос есть единственный путь человека к Богу [Иоан. 14:6]. Отсюда действительная любовь к ближним будет выражаться в предостережении людей от ложных учений [Пр.14:12]. Толерантность не 1 Степанова И.Н. Проблема триединства человека в Библии // Проблемы философской ан гропологни и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999.С.84. |
ческому насилию. Достаточно вспомнить как Он насылает на египетский народ моровую язву, жаб, саранчу, тьму, превращает воды реки в кровь, обрекает на смерть первенцев. Дикость, нецивилизованность человека в начале его истории находит свое отражение в Ветхом Завете» [173,84]. В то же время в нем содержится достаточно много примеров Божиего долготерпения к людям. Интересным примером, особенно в сравнении с человеческим нетерпением, является Божие помилование Ниневии. Бог отправил пророка Иону в столицу Ассирийской империи Ниневию с целью предупреждения о грядущем Божием гневе, если они не раскаются и не изменят образа жизни. Для Ионы падение Ниневии выглядело, как отмщение за гнет Израиля, поэтому для Ионы было непонятно решение Бога помиловать Ниневию. Когда жители покаялись в своих преступлениях. Иона настолько негодовал, что даже решил просить для себя смерти. Такое поведение Ионы можно рассматривать, как иллюстрацию к вышеупомянутым словам Апостола Павла о том, что душевный человек не может судить о духовном. Эта и подобные истории характеризуют в Библии долготерпение Бога и показывают пример терпимости для верующих. Переход к иному пониманию терпимости в Новом Завете становится возможным потому, что в нем появляется новый образ человека как духовного существа. Духовный человек отличается от душевного тем, что в нем поселяется Дух Божий и наделяет человека духовными качествами, в том числе и толерантностью. Согласно Библии, человек не рождается с этим качеством и не приобретает его спонтанно в процессе жизни. Толерантность является плодом Духа Святого, который как самостоятельная личность Божественной Троицы действует в верующем и формирует в нем это качество. Об этом можно прочесть в послании к Галатам: «Плод же духа ...долготерпение» [Гал.5:22]. Тем не менее, человек должен прилагать усилия, чтобы данное качество в нем проявлялось и развивалось [2Петра 1:56]. Таким образом, толерантность выступает не позитивным качеством психического характера человека, а важнейшей составляющей его духовного мира. 44 В Библии указано не только что и почему нужно исполнять людям, но и даются советы, как это следует сделать. На вопрос, почему к окружающим нужно относиться, руководствуясь принципом толерантности, здесь дается три ответа: 1) человек сотворен по образу и подобию Бога; 2) таким образом человек исполнит закон Христов; 3) Христос оставил пример долготерпения. Рассмотрим последовательно каждый из этих ответов. Долготерпение, как уже упоминалось выше, является одним из качеств характера Бога. Долготерпение служит не просто принципом поведения и отношения Бога и человека, данное качество раскрывает саму Божественную суть. Человек одно из творений Божиих, отличающееся способом сотворения от всех остальных существ. Только о человеке сказано, что он «сотворен по образу и подобию Божию». Имеется в виду не подобие тела, так как Бог есть Дух и не обладает телом из костей и плоти. Подобие состоит в присутствии в человеке его идеальной стороны: души и духа. Эта невидимая часть в человеке включает чувства, волю, разум. Именно в их наличии и прослеживается подобие с Богом, также обладающим чувствами, волей, разумом. Поскольку Бог обладает долготерпением, а человек сотворен по Его образу и подобию, следовательно, данное качество должно проявляться и в жизни человека. Согласно библейской концепции, существуют неизменные, неустаревающие духовные ценности добра, чистоты, терпения, любви. Основным гарантом этих ценностей является Бог и Его законы, столь же вечные и неизменные как и Он Сам. Одним из таких законов является новая заповедь Иисуса Христа, оставленная Его ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» [Иоан. 13:34]. Апостол Павел в послании к Галатам поясняет, каким образом можно исполнить этот закон: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» [Гал. 6:2]. Хотя действие этого принципа распространяется на нужды любого рода, тут, судя по контексту, речь идет о тяжелых случаях искушений и духовных падений. Закон любви и 45 Высшей формой проявления толерантности является духовная любовь. Отношения толерантности и любви носят диалектический характер. С одной стороны, любовь можно рассматривать как высшую форму проявления толерантности, а, с другой стороны, любовь толерантна сама по себе. Апостол Павел, перечисляя качества любви, называет среди прочих долготерпение: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...» [1Кор. 13:4-5]. Другими словами, любовь включает в себя и прощение, и почитание другого высшим себя и многое другое. Поэтому в перечне добродетелей любовь должна занимать приоритетное положение, так как все они именно ею соединяются в совокупность совершенства. Любовь в Библии рассматривается не как эйфория или сладостное умиление по отношению к другому, а как любовь толерантная, включающая в себя требовательность, уважение и заботу по отношению к другому. Истинный смысл христианской любви в том, чтобы помочь другому осознать и исправить свои ошибки, то есть любовь в христианстве есть любовь спасительная. В.Ш.Сабиров по этому поводу замечает, что «если в отношении к ближнему любовь не сочетается с требовательностью, то она неизбежно вырождается, ибо содействует не очищению от грехов, а, наоборот, их умножению и еще большему падению человека, умалению его личности, то есть отдалению его от Господа» [152,77].Отсюда вытекает вопрос о границах толерантности в Библии. Христианство не учит толерантности как молчаливому безразличию. Бог не терпелив ко греху и призывает христиан делать то же самое. Например, Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» [Еф. 5:11]. Согласно библейскому учению, Иисус Христос есть единственный путь человека к Богу [Иоан. 14:6]. Отсюда действительная любовь к ближним будет выражаться в предостережении людей от ложных учений [Пр. 14:12]. Толерантность не должна сводиться к нежеланию противостоять злу. 47 |