57 должна сводиться к нежеланию противостоять злу. Ислам как мировая религия также разрабатывает проблему терпимости. Для того, чтобы понять специфику ее рассмотрения, необходимо охарактеризовать в целом вероучение ислама. Ислам представляет монотеистическую религию, своими корнями уходящую к вере Авраама и в виду этого отчасти сходную с иудаизмом и отчасти с христианством. Ислам провозглашает Аллаха, Единого Бога, Творцом, верховным и благим, отвечающим на молитвы, действующим в человеческой истории через пророков, которые провозглашают слово Аллаха. Ислам воспринимает мир позитивно как творение Аллаха и место, где люди должны вести себя нравственно. Он признает за человеком выбор между верой и безверием, в зависимости от которого человек попадает либо в рай, либо в адский огонь. Ислам есть преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами: 1) верить в Аллаха и его пророка Мухаммеда, 2) ежедневно молиться пять раз в день в отведенное для этого время, 3) поститься в месяц рамадан, 4) давать милостыню и оказывать помощь бедным, 5) совершить паломничество (хадж) в священный город Мекку и ее святилище Каабу. Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде1. Из этого понимания явствует, что толерантность в исламе будет рассматриваться скорее в аспекте понимания ее роли в конкретной практической жизни индивида. Священным писанием ислама считается Коран, который рассматривается как изречения пророка Мухаммеда, продиктованные ему ангелом Джабраилом (Гавриилом). В единый текст Коран был собран только через поколение после смерти Пророка. Сейчас текст Корана представляет 1 Всемирное писание: Сравнительная антология священ, текстов / Пер. с англ. Бурмистровой Л.М. и др. Под общ. Ред. Гуревича П.С. М.: Республика, 1995. С.20. |
вседозволенность от Христа, но эта якобы вседозволенность представляет собой право выбора в рамках любви, что исключает произвол человеческой воли, ибо сущностью вероучения Христа является любовь к людям. Кроме того, все апостолы дают обет послушания Христу, поэтому в конечном счете они несут не свое собственное слово, а слово Христа. Наконец, в Библии утверждается, что когда люди крестились во Христа (а апостолы прошли крещение), то они освободились от греха и не могут нести зло людям: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» [Рим. 6:22]. Святость и вседозволенность являются несовместимыми. В-четвертых, идея С.М.Шалютина о том, что вера в Бога, безусловное исполнение требований вероучения не служит гарантией от вседозволенности, противоречит его же анализу причин того (в работе «Педагогические размышления при чтении Нового Завега» [219], почему христианское вероучение существует двадцать веков и является широко распространенным. Если бы Библия проповедовала интолерантность, враждебность к людям или не боролась с этими грехами, то являлось бы необъяснимым столь длительное существование христианства. Человеческое поведение основываегся на определенных ценностях, а ценности христианства являются гуманистическими, вследствие чего Библия в известной мере гарантирует от вседозволенности. Ислам как мировая религия также разрабатывает проблему терпимости. Для того, чтобы понять специфику ее рассмотрения, необходимо охарактеризовать в целом вероучение ислама. Ислам представляет монотеистическую религию, своими корнями уходящую к вере Авраама и в виду этого отчасти сходную с иудаизмом и отчасти с христианством. Ислам провозглашает Аллаха, Единого Бога, Творцом, верховным и благим, отвечающим на молитвы, действующим в человеческой истории через пророков, которые провозглашают слово Аллаха. Ислам воспринимает мир позитивно как творение Аллаха и место, где люди должны вести себя нравственно. Он признает за человеком выбор между верой и безверием. 50 в зависимости от которого человек попадает либо в рай, либо в адский огонь. Ислам есть преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами: 1) верить в Аллаха и его пророка Мухаммеда, 2) ежедневно молиться пять раз в день в отведенное для этого время, 3) поститься в месяц рамадан, 4) давать милостыню и оказывать помощь бедным, 5) совершить паломничество (хадж) в священный город Мекку и ее святилище Каабу. Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде [32,20]. Из этого понимания явствует, что толерантность в исламе будет рассматриваться скорее в аспекте понимания ее роли в конкретной практической жизни индивида. Священным писанием ислама считается Коран, который рассматривается как изречения пророка Мухаммеда, продиктованные ему ангелом Джибриилом (Гавриилом). В единый текст Коран был собран только через поколение после смерти Пророка. Сейчас текст Корана представляет собой сборник речей и проповедей, увещевательных или обличительных «пророческих откровений», назидательных историко-религиозных рассказов о судьбе древних народов и посланных к ним пророков, притч и заклинаний, этико-правовых и обрядовых предписаний. Тексты Корана отчасти напоминают тексты Ветхого Завета. В них совпадают некоторые герои, например, Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) и многие другие; имеется некоторое сходство сюжетов, связанное с именами этих героев, но ни в одной из 114 сур не употребляются понятия «дух» и «духовность человека». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в священном тексте ислама человек предстает в своем телесно-душевном облике. Это же положение подтверждается особым пониманием образа Иисуса (Исы) как одного из пророков, в природе которого нет ничего божественного. Его послания и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него. В библейском же понимании именно с эпохой Иисуса Христа связан переход от телесно-душевного образа че51 |