Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 58]

58 собой сборник речей и проповедей, увещевательных или обличительных «пророческих откровений», назидательных историко-религиозных рассказов о судьбе древних народов и посланных к ним пророков, притч и заклинаний, этико-правовых и обрядовых предписаний.
Тексты Корана отчасти напоминают тексты Ветхого Завета.
В них совпадают некоторые герои, например, Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) и многие другие; имеется некоторое сходство сюжетов, связанное с именами этих героев, но ни в одной из 114 сур не употребляются понятия «дух» и «духовность человека».
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в священном тексте ислама человек предстает в своем телесно-душевном облике.
Это же положение подтверждается особым пониманием образа Иисуса (Исы) как одного из пророков, в природе которого нет ничего божественного.
Его послания и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него.
В библейском же понимании именно с эпохой Иисуса Христа связан переход от телесно-душевного образа
человека к духовному.
В этом видится коренное отличие в понимании проблемы толерантности Библией и Кораном.
В Новом Завете говорится о толерантности как о духовном свойстве индивида, а в Коране речь идет только о терпимости как свойстве души человека.
Попытаемся доказать этот вывод.
Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных1.

К первым относятся, например, вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие.
В Новом Завете, как уже упоминалось ранее, великодушие можно рассматривать как синоним толерантности.
В
Коране содержится прямое указание на то, что человек должен быть терпимым и поступать милосердно.
«О, вы, которые уверовали, терпите и
1 Максуд Р.
Ислам.
М.: ФЛИР-ПРЕСС, 1999.
С.235.
[стр. 51]

в зависимости от которого человек попадает либо в рай, либо в адский огонь.
Ислам есть преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами: 1) верить в Аллаха и его пророка Мухаммеда, 2) ежедневно молиться пять раз в день в отведенное для этого время, 3) поститься в месяц рамадан, 4) давать милостыню и оказывать помощь бедным, 5) совершить паломничество (хадж) в священный город Мекку и ее святилище Каабу.
Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде [32,20].
Из этого понимания явствует, что толерантность в исламе будет рассматриваться скорее в аспекте понимания ее роли в конкретной практической жизни индивида.
Священным писанием ислама считается Коран, который рассматривается как изречения пророка Мухаммеда, продиктованные ему ангелом Джибриилом (Гавриилом).
В единый текст Коран был собран только через поколение после смерти Пророка.
Сейчас текст Корана представляет собой сборник речей и проповедей, увещевательных или обличительных «пророческих откровений», назидательных историко-религиозных рассказов о судьбе древних народов и посланных к ним пророков, притч и заклинаний, этико-правовых и обрядовых предписаний.
Тексты Корана отчасти напоминают тексты Ветхого Завета.
В них совпадают некоторые герои, например, Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) и многие другие; имеется некоторое сходство сюжетов, связанное с именами этих героев, но ни в одной из 114 сур не употребляются понятия «дух» и «духовность человека».
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в священном тексте ислама человек предстает в своем телесно-душевном облике.
Это же положение подтверждается особым пониманием образа Иисуса (Исы) как одного из пророков, в природе которого нет ничего божественного.
Его послания и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него.
В библейском же понимании именно с эпохой Иисуса Христа связан переход от телесно-душевного образа
че51

[стр.,52]

ловека к духовному.
В этом видится коренное отличие в понимании проблемы толерантности Библией и Кораном.
В Новом Завете говорится о толерантности как о духовном свойстве индивида, а в Коране речь идет только о терпимости как свойстве души человека.
Попытаемся доказать этот вывод.
Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных
[114,235].
К первым относятся, например, вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие.
В Новом Завете, как уже упоминалось ранее, великодушие можно рассматривать как синоним толерантности.
В
этой связи интересно высказывание почитаемого в исламе Тирмизи: «Неверующий, но великодушный человек любезнее Богу, нежели верующий скряга» [7,236].
Другими словами, здесь утверждается, что великодушие необязательно должно быть связано с духовностью человека.
Отрицательными качествами человека называются лицемерие, плутовство, злословие, подозрительность, лживость, гордыня и другие.
В исламе неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных являются долгом каждого мусульманина.
В Коране содержится прямое указание на то, что человек должен быть терпимым и поступать милосердно.
«О, вы, которые уверовали, терпите и
будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы!» [Коран.
Сура 3:200].
Данный принцип терпимого отношения к окружающим выражается через, видимо, общую для всех религий доктрину любви к ближнему.
«Любовь к ближнему это не бремя и не жертва...
Но, чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять на практике нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину» [32,506].
Практическими решениями проблемы терпимости и, в более общем смысле, способами проявления любви к ближнему, ислам называет добрые дела, прощение, милосердие.
О способе добрых дел в Коране утверждается: «Добро и зло не равно одно другому: тщись делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с 52

[Back]