Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 59]

59 будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы!» [Коран.
Сура 3:200].
Данный принцип терпимого отношения к окружающим выражается через, видимо, общую для всех религий доктрину любви к ближнему.
«Любовь к ближнему это не бремя и не жертва...
Но, чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять на практике нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину»1.

Практическими решениями проблемы терпимости и, в более общем смысле, способами проявления любви к ближнему, ислам называет добрые дела, прощение, милосердие.
О способе добрых дел в Коране утверждается: «Добро
п зло не равно одно другому: тщись делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобою, будет тебе близким, искренним другом» [Коран.
Сура 41:34].
Повеление делать доброе выглядит скорее как правило поведения, чем как духовный принцип жизни человека.
Прощение рассматривается в Коране как способ, более предпочтительный, чем недовольство, которое ранит и
отравляет душу, и тем более, чем мщение.
Более того, в священных текстах признается, что человеку предстоит отвечать за обиды и боль, причиненные другим людям.
Многие тексты призывают к преодолению враждебности, недовольства и предубеждений в отношениях между людьми.
«А то, что у Аллаха, лучше и длительнее для тех, которые уверовали и на Господа своего полагаю
гея, и тех, которые сторонятся всяких грехов и мерзостей, а когда гневаются, то прощают (...) И воздаянием зла зло, подобное ему.
Но кто простит и уладит, награда его у Аллаха.
Он ведь не любит несправедливых (...) Но, конечно,
тог, кто терпит и прощает...
Поистине, это из твердости в делах» [Коран.
Суры 42:34-35, 38, 41].
Наконец, Коран призывает своих верующих оказывать милость всем нуждающимся: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: «Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас
1 Всемирное писание: Сравнительная антология священ, текстов / Пер.
с англ.
Бурмистровой Л.М.
и др.
Под общ.
Ред.
Гуревича П.С.
М.: Республика, 1995.
С.506.
[стр. 52]

ловека к духовному.
В этом видится коренное отличие в понимании проблемы толерантности Библией и Кораном.
В Новом Завете говорится о толерантности как о духовном свойстве индивида, а в Коране речь идет только о терпимости как свойстве души человека.
Попытаемся доказать этот вывод.
Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных [114,235].
К первым относятся, например, вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие.
В Новом Завете, как уже упоминалось ранее, великодушие можно рассматривать как синоним толерантности.
В этой связи интересно высказывание почитаемого в исламе Тирмизи: «Неверующий, но великодушный человек любезнее Богу, нежели верующий скряга» [7,236].
Другими словами, здесь утверждается, что великодушие необязательно должно быть связано с духовностью человека.
Отрицательными качествами человека называются лицемерие, плутовство, злословие, подозрительность, лживость, гордыня и другие.
В исламе неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных являются долгом каждого мусульманина.
В Коране содержится прямое указание на то, что человек должен быть терпимым и поступать милосердно.
«О, вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы!» [Коран.
Сура 3:200].
Данный принцип терпимого отношения к окружающим выражается через, видимо, общую для всех религий доктрину любви к ближнему.
«Любовь к ближнему это не бремя и не жертва...
Но, чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять на практике нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину»
[32,506].
Практическими решениями проблемы терпимости и, в более общем смысле, способами проявления любви к ближнему, ислам называет добрые дела, прощение, милосердие.
О способе добрых дел в Коране утверждается: «Добро
и зло не равно одно другому: тщись делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с 52

[стр.,53]

тобою, будет тебе близким, искренним другом» [Коран.
Сура 41:34].
Повеление делать доброе выглядит скорее как правило поведения, чем как духовный принцип жизни человека.
Прощение рассматривается в Коране как способ, более предпочтительный, чем недовольство, которое ранит и
огравляет душу, и тем более, чем мщение.
Более того, в священных текстах признается, что человеку предстоит отвечать за обиды и боль, причиненные другим людям.
Многие тексты призывают к преодолению враждебности, недовольства и предубеждений в отношениях между людьми.
«А то, что у Аллаха, лучше и длительнее для тех, которые уверовали и на Господа своего полагаются,
и тех, которые сторонятся всяких грехов и мерзостей, а когда гневаются, то прощают (...) И воздаянием зла зло, подобное ему.
Но кто простит и уладит, награда его у Аллаха.
Он ведь не любит несправедливых (...) Но, конечно,
тот, кто терпит и прощает...
Поистине, это из твердости в делах» [Коран.
Суры 42:34-35, 38, 41].
Наконец, Коран призывает своих верующих оказывать милость всем нуждающимся: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: «Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас
ни воздаяния, ни благодарности!» [Коран.
Сура 76:8-9].
Таким образом, несмотря на различные способы рассуждений в Библии и Коране, видно, что конкретные практические шаги, выражающие принцип терпимого отношения, примерно схожи как в христианстве, так и в исламе, хотя в Коране и не разрабатывалась проблема толерантности в общем виде.
Различие между данными Священными Писаниями заключается и в том, что в Библии речь идет о толерантности Бога и человека, тогда как в Коране толерантность выступает только как свойство Бога Аллаха.
При этом Библия признает механизм наследования толерантности от Бога к верующему, в Коране не единожды заявляется, что никто не может быть сыном Аллаха, но только рабом.
«Не подобает Милосердному брать себе сына.
Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб» [Коран.
Сура 19:92-94].
Поскольку отсут53

[Back]