Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 60]

60 ни воздаяния, ни благодарности!» [Коран.
Сура 76:8-9].
Таким образом, несмотря на различные способы рассуждений в Библии и Коране, видно, что конкретные практические шаги, выражающие принцип терпимого отношения, примерно схожи как в христианстве, так и в исламе, хотя в Коране и не разрабатывалась проблема толерантности в общем виде.
Различие между данными Священными Писаниями заключается и в том, что в Библии речь идет о толерантности Бога и человека, тогда как в Коране толерантность выступает только как свойство Бога Аллаха.
При этом Библия признает механизм наследования толерантности от Бога к верующему, в Коране не единожды заявляется, что никто не может быть сыном Аллаха, но только рабом.
«Не подобает Милосердному брать себе сына.
Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб» [Коран.
Сура 19:92-94].
Поскольку
отсутствует механизм духовного наследования от Аллаха к верующему, следовательно, духовность не рассматривается как сущностное свойство мусульманина.
При этом в Коране более явственно, чем в Библии, разрабатывается нормативная система вознаграждения за добрые, милосердные, терпимые поступки человека, что подчеркивает ведущую роль внешней мотивации поведения индивида: «Если кто утолит какую земную печаль кого из верующих, Аллах утолит одну из печалей того в Судный день.
Если кто облегчит жребий нуждающегося, Аллах облегчит жребий того в этом мире и в грядущем.
Кто защитит мусульманина, тому Аллах будет защитой в этом мире и в грядущем.
Аллах будет поддерживать своего слугу все время, пока слуга этот будет поддерживать своего ближнего»1.

В результате получается, что добрые, терпимые поступки совершаются верующим главным образом из желания получить воздаяние от Аллаха (мотивация пользы), а не из мотивации, связанной с духовными ценностями веры, надежды и любви к Богу.

1 См.
там же.
С.518.
[стр. 53]

тобою, будет тебе близким, искренним другом» [Коран.
Сура 41:34].
Повеление делать доброе выглядит скорее как правило поведения, чем как духовный принцип жизни человека.
Прощение рассматривается в Коране как способ, более предпочтительный, чем недовольство, которое ранит и огравляет душу, и тем более, чем мщение.
Более того, в священных текстах признается, что человеку предстоит отвечать за обиды и боль, причиненные другим людям.
Многие тексты призывают к преодолению враждебности, недовольства и предубеждений в отношениях между людьми.
«А то, что у Аллаха, лучше и длительнее для тех, которые уверовали и на Господа своего полагаются, и тех, которые сторонятся всяких грехов и мерзостей, а когда гневаются, то прощают (...) И воздаянием зла зло, подобное ему.
Но кто простит и уладит, награда его у Аллаха.
Он ведь не любит несправедливых (...) Но, конечно, тот, кто терпит и прощает...
Поистине, это из твердости в делах» [Коран.
Суры 42:34-35, 38, 41].
Наконец, Коран призывает своих верующих оказывать милость всем нуждающимся: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: «Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» [Коран.
Сура 76:8-9].
Таким образом, несмотря на различные способы рассуждений в Библии и Коране, видно, что конкретные практические шаги, выражающие принцип терпимого отношения, примерно схожи как в христианстве, так и в исламе, хотя в Коране и не разрабатывалась проблема толерантности в общем виде.
Различие между данными Священными Писаниями заключается и в том, что в Библии речь идет о толерантности Бога и человека, тогда как в Коране толерантность выступает только как свойство Бога Аллаха.
При этом Библия признает механизм наследования толерантности от Бога к верующему, в Коране не единожды заявляется, что никто не может быть сыном Аллаха, но только рабом.
«Не подобает Милосердному брать себе сына.
Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб» [Коран.
Сура 19:92-94].
Поскольку
отсут53

[стр.,54]

ствует механизм духовного наследования от Аллаха к верующему, следовательно, духовность не рассматривается как сущностное свойство мусульманина.
При этом в Коране более явственно, чем в Библии, разрабатывается нормативная система вознаграждения за добрые, милосердные, терпимые поступки человека, что подчеркивает ведущую роль внешней мотивации поведения индивида: «Если кто утолит какую земную печаль кого из верующих, Аллах утолит одну из печалей того в Судный день.
Если кто облегчит жребий нуждающегося, Аллах облегчит жребий того в этом мире и в грядущем.
Кто защитит мусульманина, тому Аллах будет защитой в этом мире и в грядущем.
Аллах будет поддерживать своего слугу все время, пока слуга этот будет поддерживать своего ближнего»
[32,518].
В результате получается, что добрые, терпимые поступки совершаются верующим главным образом из желания получить воздаяние от Аллаха (мотивация пользы), а не из мотивации, связанной с духовными ценностями веры, надежды и любви к Богу.

Различия между пониманием терпимости и толерантности в Библии и Коране наблюдаются и при исследовании вопросов границ толерантного поведения.
Если Библия призывает относиться к находящимся на ложном пути к вере нетерпимо, но все же с кротостью и любовью, увещая их, то Коран говорит о священной войне джихаде.
Джихад понимается как усердие, рвение во имя Бога.
И хотя джихад объявляется только в строго определенных условиях, крайних случаях, тем не менее, он представляет войну, приводящую к гибели людей: «О, пророк! Побуждай верующих к сражению.
Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни...» [Коран.
Сура 8:66].
Итак, Коран не отрицает возможности враждебного интолерантного отношения к людям в борьбе за веру.
Буддизм это мировая религия, основанная на учении Будды, урожденного Сидхартхи Гаутамы (581 501гг.
до н.э.).
Возник буддизм в Индии, где за пятнадцать веков его процветания было написано большинство буддийских священных текстов.
Буддизм состоит из множества школ, каждая из которых содержит свои 54

[Back]