Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 61]

61 Различия между пониманием терпимости и толерантности в Библии и Коране наблюдаются и при исследовании вопросов границ толерантного поведения.
Если Библия призывает относиться к находящимся на ложном пути к вере нетерпимо, но все же с кротостью и любовью, увещая их, то Коран говорит о священной войне джихаде.
Джихад понимается как усердие, рвение во имя Бога.
И хотя джихад объявляется только в строго определенных условиях, крайних случаях, тем не менее, он представляет войну, приводящую к гибели людей: «О, пророк! Побуждай верующих к сражению.
Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни...» [Коран.
Сура 8:66].
Итак, Коран не отрицает возможности враждебного интолерантного отношения к людям в борьбе за веру.
Буддизм это мировая религия, основанная на учении Будды, урожденного Сидхартхи Гаутамы (581 501гг.
до н.э.).
Возник буддизм в Индии, где за пятнадцать веков его процветания было написано большинство буддийских священных текстов.
Буддизм состоит из множества школ, каждая из которых содержит свои
священные тексты, однако, каноном буддизма считается Трипитака.
Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали.
Священные тексты буддизма, безусловно, рассматривают проблему толерантности.
В ряде мест
Тригштаки говорится о сострадании, милосердии, великодушии, терпимости, но понимание толерантности отличается от христианского и исламского, что связано с иной трактовкой человека.
Если Библия выделяет два образа человека (телесно-душевный и духовный), а Коран характеризует человека только как телесно-душевное
суЕцество, то в священных текстах буддизма становится достаточно проблематичным вычленить определенный образ человека.
Данная проблема возникает вследствие отрицания в Трипитаке «Я», «самости» человека: «...я нереально, оно лишь иллюзия, порожденная условиями существования, и
[стр. 54]

ствует механизм духовного наследования от Аллаха к верующему, следовательно, духовность не рассматривается как сущностное свойство мусульманина.
При этом в Коране более явственно, чем в Библии, разрабатывается нормативная система вознаграждения за добрые, милосердные, терпимые поступки человека, что подчеркивает ведущую роль внешней мотивации поведения индивида: «Если кто утолит какую земную печаль кого из верующих, Аллах утолит одну из печалей того в Судный день.
Если кто облегчит жребий нуждающегося, Аллах облегчит жребий того в этом мире и в грядущем.
Кто защитит мусульманина, тому Аллах будет защитой в этом мире и в грядущем.
Аллах будет поддерживать своего слугу все время, пока слуга этот будет поддерживать своего ближнего» [32,518].
В результате получается, что добрые, терпимые поступки совершаются верующим главным образом из желания получить воздаяние от Аллаха (мотивация пользы), а не из мотивации, связанной с духовными ценностями веры, надежды и любви к Богу.
Различия между пониманием терпимости и толерантности в Библии и Коране наблюдаются и при исследовании вопросов границ толерантного поведения.
Если Библия призывает относиться к находящимся на ложном пути к вере нетерпимо, но все же с кротостью и любовью, увещая их, то Коран говорит о священной войне джихаде.
Джихад понимается как усердие, рвение во имя Бога.
И хотя джихад объявляется только в строго определенных условиях, крайних случаях, тем не менее, он представляет войну, приводящую к гибели людей: «О, пророк! Побуждай верующих к сражению.
Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни...» [Коран.
Сура 8:66].
Итак, Коран не отрицает возможности враждебного интолерантного отношения к людям в борьбе за веру.
Буддизм это мировая религия, основанная на учении Будды, урожденного Сидхартхи Гаутамы (581 501гг.
до н.э.).
Возник буддизм в Индии, где за пятнадцать веков его процветания было написано большинство буддийских священных текстов.
Буддизм состоит из множества школ, каждая из которых содержит свои
54

[стр.,55]

священные тексты, однако, каноном буддизма считается Трипитака.
Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали.
Священные тексты буддизма, безусловно, рассматривают проблему толерантности.
В ряде мест
Трипитаки говорится о сострадании, милосердии, великодушии, терпимости, но понимание толерантности отличается от христианского и исламского, что связано с иной трактовкой человека.
Если Библия выделяет два образа человека (телесно-душевный и духовный), а Коран характеризует человека только как телесно-душевное
существо, то в священных текстах буддизма становится достаточно проблематичным вычленить определенный образ человека.
Данная проблема возникает вследствие отрицания в Трипитаке «Я», «самости» человека: «...я нереально, оно лишь иллюзия, порожденная условиями существования, и
( как и тело) непостоянно» [32,28].
Будда не верил в существование некоего «Я», души, которая воплощается вновь и вновь.
Он учил, что при рождении происходит перемешивание всех элементов человеческой личности, того, что называется «Я», подобно тому, как колесницей называется определенное взаиморасположение деталей, из которых можно собрать и другие вещи, хотя сами детали останутся неизменными.
Отсутствие реальной самости означает, что все вещи связаны и неразделимы, поэтому спасение индивида не отделимо от чувства сострадания к другим существам.
Считается, что терпимость в смысле сострадания и великодушия нужно проявлять ко всему живому, так как в сегодняшнем живом мире могут содержаться элементы, которые некогда составляли меня или моих близких или будут составлять их в будущем.
В буддизме утверждается, что когда «самость» вырвана с корнем, начинают прорастать сострадание и мудрость.
Из отрицания «самости» следует еще одна идея буддизма.
Поскольку нет «Я», то нет и Бога в смысле бытия, с которым можно было бы отождествить свою «самость» [32,28].
Отсюда, если в христианстве терпимость есть дар от Бога, а в исламе терпимость выступает как правило поведения человека, созданное из стра55

[Back]