Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 62]

62 (как и тело) непостоянно»1.
Будда не верил в существование некоего «Я», души, которая воплощается вновь и вновь.
Он учил, что при рождении происходит перемешивание всех элементов человеческой личности, того, что называется «Я», подобно тому, как колесницей называется определенное взаиморасположение деталей, из которых можно собрать и другие вещи, хотя сами детали останутся неизменными.
Отсутствие реальной самости означает, что все вещи связаны и неразделимы, поэтому спасение индивида не отделимо от чувства сострадания к другим существам.
Считается, что терпимость в смысле сострадания и великодушия нужно проявлять ко всемуживому, так как в сегодняшнем живом мире могут содержаться элементы, которые некогда составляли меня или моих близких или будут составлять их в будущем.
В буддизме утверждается, что когда «самость» вырвана с корнем, начинают прорастать сострадание и мудрость.
Из отрицания «самости» следует еще одна идея буддизма.
Поскольку нет «Я», то нет и Бога в смысле бытия, с которым можно было бы отождествить свою «самость».

Отсюда, если в христианстве терпимость есть дар от Бога, а в исламе терпимость выступает как правило поведения человека, созданное из
страха перед всевидящим Аллахом, то в буддизме терпимость представляет только акт воли человека, никоим образом не связанный с Богом.
Целью жизни буддиста является нирвана -освобождение от страданий.
Будда утверждал, что нирвана представляет прекращение перевоплощений, и исчезновение личности.
Символическое описание нирваны в буддизме уподобляет человеческое «Я» задутому огню свечи.
Путь к нирване труден, но результатом этих поисков будет истинно толерантное отношение к окружающим людям, полное мира и гармонии еще до вхождения в нирвану и окончательное избавление от страданий в нирване.
Тот, кто осознал, что такое истина, нирвана, есть счастливейшее существо, поскольку его
нс гнетут эгоистические желания: ненависть, невежество, 1 См.
там же.
С.28.
[стр. 55]

священные тексты, однако, каноном буддизма считается Трипитака.
Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали.
Священные тексты буддизма, безусловно, рассматривают проблему толерантности.
В ряде мест Трипитаки говорится о сострадании, милосердии, великодушии, терпимости, но понимание толерантности отличается от христианского и исламского, что связано с иной трактовкой человека.
Если Библия выделяет два образа человека (телесно-душевный и духовный), а Коран характеризует человека только как телесно-душевное существо, то в священных текстах буддизма становится достаточно проблематичным вычленить определенный образ человека.
Данная проблема возникает вследствие отрицания в Трипитаке «Я», «самости» человека: «...я нереально, оно лишь иллюзия, порожденная условиями существования, и ( как и тело) непостоянно» [32,28].
Будда не верил в существование некоего «Я», души, которая воплощается вновь и вновь.
Он учил, что при рождении происходит перемешивание всех элементов человеческой личности, того, что называется «Я», подобно тому, как колесницей называется определенное взаиморасположение деталей, из которых можно собрать и другие вещи, хотя сами детали останутся неизменными.
Отсутствие реальной самости означает, что все вещи связаны и неразделимы, поэтому спасение индивида не отделимо от чувства сострадания к другим существам.
Считается, что терпимость в смысле сострадания и великодушия нужно проявлять ко всему живому, так как в сегодняшнем живом мире могут содержаться элементы, которые некогда составляли меня или моих близких или будут составлять их в будущем.
В буддизме утверждается, что когда «самость» вырвана с корнем, начинают прорастать сострадание и мудрость.
Из отрицания «самости» следует еще одна идея буддизма.
Поскольку нет «Я», то нет и Бога в смысле бытия, с которым можно было бы отождествить свою «самость»
[32,28].
Отсюда, если в христианстве терпимость есть дар от Бога, а в исламе терпимость выступает как правило поведения человека, созданное из
стра55

[стр.,56]

ха перед всевидящим Аллахом, то в буддизме терпимость представляет только акт воли человека, никоим образом не связанный с Богом.
Целью жизни буддиста является нирвана освобождение от страданий.
Будда утверждал, что нирвана представляет прекращение перевоплощений, и исчезновение личности.
Символическое описание нирваны в буддизме уподобляет человеческое «Я» задутому огню свечи.
Путь к нирване труден, но результатом этих поисков будет истинно толерантное отношение к окружающим людям, полное мира и гармонии еще до вхождения в нирвану и окончательное избавление от страданий в нирване.
Тот, кто осознал, что такое истина, нирвана, есть счастливейшее существо, поскольку его
не гнетут эгоистические желания: ненависть, невежество, самодовольство, гордость и всякого рода иные скверны, но он чист и благороден, полон вселенской любви, сочувствия, понимания и терпимости [231,92].
В Трипитаке различаются понятия «терпимость» и «толерантность».
С одной стороны, буддизм признает терпимость как душевно-психическое качество, необходимое в процессе жизни индивида внутри касты, общины.
То, что терпимость оценивается высоко, свидетельствует высказывание: «Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх, а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны, то у вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость [231,32].
С другой стороны, в буддизме признается толерантность как духовное качество.
Здесь следует обратить внимание на различия в христианском и буддийском понимании духовности.
В христианстве духовным человеком считается тот, в ком поселяется и действует Дух Божий.
В буддийской традиции человек становится духовным в процессе поиска высшего смысла жизни, постижения четырех Благородных Истин и продвижения по Восьмеричному пути.
Буддизм формулирует высшую цель жизни человека и путь к достижению этой цели.
Этот путь выражает четвертую Благородную Истину, которая представляет собой буддийскую эти56

[Back]