63 самодовольство, гордость и всякого рода иные скверны, но он чист и благороден, полон вселенской любви, сочувствия, понимания и терпимости.1 В Трипитаке различаются понятия «терпимость» и «толерантность». С одной стороны, буддизм признает терпимость как душевно-психическое качество, необходимое в процессе жизни индивида внутри касты, общины. С другой стороны, в буддизме признается толерантность как духовное качество. Здесь следует обратить внимание на различия в христианском и буддийском понимании духовности. В христианстве духовным человеком считается тот, в ком поселяется и действует Дух Божий. В буддийской традиции человек становится духовным в процессе поиска высшего смысла жизни, постижения четырех Благородных Истин и продвижения по Восьмеричному пути. Буддизм формулирует высшую цель жизни человека и путь к достижению этой цели. Этот путь выражает четвертую Благородную Истину, которая представляет собой буддийскую этику, изложенную в виде благородного Восьмеричного пути. Спасение по буддизму не зависит от принятия сомнительных догм или совершения жестоких дел, необходимых для того, чтобы задобрить гневного бога. Спасение достигается совершенствованием характера и преданностью добру. Нравственный закон есть необходимое выражение истины вещей2. Важнейшим отличительным моментом буддийского понимания проблемы толерантности является то, что в буддизме отсутствует идея божественной благодати как незаслуженного дара от Бога. Если, согласно христианской позиции, толерантность как духовное качество входит в структуру внутреннего мира человека-индивида незаслуженно, как дар вместе с даром Духа Святого, то в буддизме она обретается в процессе саморазвития индивидов. Правильные принципы поведения достигаются с помощью усилий и тренировки, существенную роль при этом играет воля 1 Эррикер К. Буддизм / Пср. с англ. Л. Бесковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 92. 2 Рудхакришнан С. Индийская философия в 2 т. Т. 1. СПб.: Стикс, 1994. С. 312. |
ха перед всевидящим Аллахом, то в буддизме терпимость представляет только акт воли человека, никоим образом не связанный с Богом. Целью жизни буддиста является нирвана освобождение от страданий. Будда утверждал, что нирвана представляет прекращение перевоплощений, и исчезновение личности. Символическое описание нирваны в буддизме уподобляет человеческое «Я» задутому огню свечи. Путь к нирване труден, но результатом этих поисков будет истинно толерантное отношение к окружающим людям, полное мира и гармонии еще до вхождения в нирвану и окончательное избавление от страданий в нирване. Тот, кто осознал, что такое истина, нирвана, есть счастливейшее существо, поскольку его не гнетут эгоистические желания: ненависть, невежество, самодовольство, гордость и всякого рода иные скверны, но он чист и благороден, полон вселенской любви, сочувствия, понимания и терпимости [231,92]. В Трипитаке различаются понятия «терпимость» и «толерантность». С одной стороны, буддизм признает терпимость как душевно-психическое качество, необходимое в процессе жизни индивида внутри касты, общины. То, что терпимость оценивается высоко, свидетельствует высказывание: «Люди принимают терпимость за проявление слабости. Мне представляется, что это не так. Гнев имеет своим источником страх, а вот страх возникает от слабости. Таким образом, если вы сильны, то у вас будет больше мужества. И именно здесь возникает терпимость [231,32]. С другой стороны, в буддизме признается толерантность как духовное качество. Здесь следует обратить внимание на различия в христианском и буддийском понимании духовности. В христианстве духовным человеком считается тот, в ком поселяется и действует Дух Божий. В буддийской традиции человек становится духовным в процессе поиска высшего смысла жизни, постижения четырех Благородных Истин и продвижения по Восьмеричному пути. Буддизм формулирует высшую цель жизни человека и путь к достижению этой цели. Этот путь выражает четвертую Благородную Истину, которая представляет собой буддийскую эти56 ку, изложенную в виде благородного Восьмеричного пути. Спасение по буддизму не зависит от принятия сомнительных догм или совершения жестоких дел, необходимых для того, чтобы задобрить гневного бога. Спасение достигается совершенствованием характера и преданностью добру. Нравственный закон есть необходимое выражение истины вещей [147,312]. Важнейшим отличительным моментом буддийского понимания проблемы толерантности является то, что в буддизме отсутствует идея божественной благодати как незаслуженного дара от Бога. Если, согласно христианской позиции, толерантность как духовное качество входит в структуру внутреннего мира человека-индивида незаслуженно, как дар вместе с даром Духа Святого, то в буддизме она обретается в процессе саморазвития индивидов. Правильные принципы поведения достигаются с помощью усилий и тренировки, существенную роль при этом играет воля человека. Все человеческие существа способны стремиться к добру ради добра как такового [147,365]. Доброжелательное и толерантное отношение человека достигается, прежде всего, благодаря тому, что человек учится не реагировать негативно на происходящее вокруг него, чего можно добиться через постоянный самоконтроль своих действий и дисциплину поведения. Ф.Ницше признавал, что в буддизме идеал толерантности является одним из особо значимых: «Не путем вражды кончается вражда» трогательный рефрен всего буддизма» [125,646]. Но эту приверженность идее толерантности он объяснял тем, что буддизм является позитивистской религией, покончившей с понятием «Бог» и моральными понятиями. «Самообман моральных понятий, утверждает философ, он оставляет уже позади себя, и в этом его глубокое отличие от христианства он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла» [125,645]. Такая оценка Ницше буддизма не является общепринятой. К числу составляющих Восьмеричного Пути относятся правильные усилия. Они состоят в осуществлении власти над страстями, которая должна помешать возникновению дурных качеств, что означает подавление дурного и усиление хо57 |