64 человека. Все человеческие существа способны стремиться к добру ради добра как такового. Доброжелательное и толерантное отношение человека достигается, прежде всего, благодаря тому, что человек учится не реагировать негативно на происходящее вокруг него, чего можно добиться через постоянный самоконтроль своих действий и дисциплину поведения. Ф. Ницше признавал, что в буддизме идеал толерантности является одним из особо значимых: «Не путем вражды кончается вражда» — трогательный рефрен всего буддизма»1. Но эту приверженность идее толерантности он объяснял тем, что буддизм является позитивистской религией, покончившей с понятием «Бог» и моральными понятиями. «Самообман моральных понятий, утверждает философ, он оставляет уже позади себя, и в этом его глубокое отличие от христианства он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла». Такая оценка Ницше буддизма не является общепринятой. Так же, как в Библии и Коране, в Трипитаке понятие «толерантность» не встречается. Однако толерантное отношение в целом складывается из таких близких по смыслу понятий как доброта и сострадание,. служение ближнему, жертвенная любовь, милосердие и гостеприимство. Приведем пример высказываний-наставлений по отношению к тем, кто хочет достичь просветления: «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня». У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня». У тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма»2. ' Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ф.Ницше. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1996. С. 646. 2 Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ. Бурмистровой Л.М. и др. Под общ. Ред. Гуревича П.С. М.: Республика, 1995. С.523. |
ку, изложенную в виде благородного Восьмеричного пути. Спасение по буддизму не зависит от принятия сомнительных догм или совершения жестоких дел, необходимых для того, чтобы задобрить гневного бога. Спасение достигается совершенствованием характера и преданностью добру. Нравственный закон есть необходимое выражение истины вещей [147,312]. Важнейшим отличительным моментом буддийского понимания проблемы толерантности является то, что в буддизме отсутствует идея божественной благодати как незаслуженного дара от Бога. Если, согласно христианской позиции, толерантность как духовное качество входит в структуру внутреннего мира человека-индивида незаслуженно, как дар вместе с даром Духа Святого, то в буддизме она обретается в процессе саморазвития индивидов. Правильные принципы поведения достигаются с помощью усилий и тренировки, существенную роль при этом играет воля человека. Все человеческие существа способны стремиться к добру ради добра как такового [147,365]. Доброжелательное и толерантное отношение человека достигается, прежде всего, благодаря тому, что человек учится не реагировать негативно на происходящее вокруг него, чего можно добиться через постоянный самоконтроль своих действий и дисциплину поведения. Ф.Ницше признавал, что в буддизме идеал толерантности является одним из особо значимых: «Не путем вражды кончается вражда» трогательный рефрен всего буддизма» [125,646]. Но эту приверженность идее толерантности он объяснял тем, что буддизм является позитивистской религией, покончившей с понятием «Бог» и моральными понятиями. «Самообман моральных понятий, утверждает философ, он оставляет уже позади себя, и в этом его глубокое отличие от христианства он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла» [125,645]. Такая оценка Ницше буддизма не является общепринятой. К числу составляющих Восьмеричного Пути относятся правильные усилия. Они состоят в осуществлении власти над страстями, которая должна помешать возникновению дурных качеств, что означает подавление дурного и усиление хо57 рошего с помощью отрешенности и сосредоточения ума. Эмоции рассматриваются как недостатки души человека, которые, если им потворствовать, становятся хроническими болезнями души, разрушающими все здоровые стремления [147,372]. Воздержание от плохого открывает путь для хорошего. Иными словами, для того, чтобы научиться толерантно относиться к окружающим людям, необходимо научиться сосредоточивать свой разум на этой мысли. Помочь в этом благородном деле может размышление над священными текстами. Так же, как в Библии и Коране, в Трипитаке понятие «толерантность» не встречается. Однако, толерантное отношение в целом складывается из таких близких по смыслу понятий как доброта и сострадание, служение ближнему, жертвенная любовь, милосердие и гостеприимство. Приведем пример высказыванийнаставлений по отношению к тем, кто хочет достичь просветления: «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня». У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня». У тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма» [32,523]. Поскольку Будда учил, что «я» представляет собой иллюзию и является непостоянным, то в буддизме отсутствует идея богоподобия человека. В связи с этим спасение человека, его просветление выступает как результат его личного опыта. «Будьте сами себе светильниками, призывал Будда своих последователей, в самих себе ищите прибежище» [Махапариниббана сутта 33] [110,121-122]. Рассмотрение проблемы толерантности в буддизме будет неполным, если не проанализировать учения Будды по отношению к врагам и носителям других вероучений. В Библии данная проблема трактуется как любовь к человеку и нетерпимость ко греху. В Коране содержится призыв к нетерпимости по отношению к неверным и борьбе за веру, вплоть до военных действий. Буддизм предлагает 58 |