Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 65]

65 Идеи толерантности встречаются и в других произведениях древнеиндийской культуры.
Так, в эпосе «Махабхарата» (У в.
до н.э.) легендарный носитель Мудрости Бхимшма перед смертью в своем наставлении указывает: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».
Рассмотрение проблемы толерантности в буддизме будет неполным, если не проанализировать учения Будды по отношению к врагам и носителям других вероучений.
В Библии данная проблема трактуется как любовь к человеку и нетерпимость ко греху.
В Коране содержится призыв к нетерпимости по отношению к неверным и борьбе за веру, вплоть до военных действий.
Буддизм предлагает
оригинальное учение о ненасилии.
Выше было показано, что целью жизни буддиста является своего рода состояние равновесия, полной гармонии, мира, любви и терпимости к окружающим людям.
Никакое зло или ненависть не могут помешать достигнуть или нарушить это состояние до тех пор, пока буддист не реагирует на это зло.
Вот несколько подтверждений этой идеи.
«Братья, если кто-то чужой станет говорить против меня, либо против Веры, либо против Предписаний, вы не должны ни таить против него зла, ни ощущать обиду, ни питать дурных чувств.
Если же вы станете сердиться или почувствуете обиду, это помешает вашему самообладанию».

Или: «Монахи, если даже низкие злодеи станут ручною пилою отпиливать вам одну за другою конечностью, даже тогда тот, в чей разум проникнет враждебность, перестанет быть последователем моего учения.
Монахи, вы должны испытывать себя таким образом: «Наш разум не может извратиться, мы не произнесем злых слов, наш разум исполнен доброжелательности, в сердце нет ненависти.
Мы наполним весь мир, начиная с того злодея.
Своими благими мыслями, широкими, возвышенными, безмерными, лишенными враждебности и злонамеренности».
Если вы, монахи, будите регулярно прибегать к помощи этой параболы пилы, найдется ли что-нибудь смешное,
[стр. 58]

рошего с помощью отрешенности и сосредоточения ума.
Эмоции рассматриваются как недостатки души человека, которые, если им потворствовать, становятся хроническими болезнями души, разрушающими все здоровые стремления [147,372].
Воздержание от плохого открывает путь для хорошего.
Иными словами, для того, чтобы научиться толерантно относиться к окружающим людям, необходимо научиться сосредоточивать свой разум на этой мысли.
Помочь в этом благородном деле может размышление над священными текстами.
Так же, как в Библии и Коране, в Трипитаке понятие «толерантность» не встречается.
Однако, толерантное отношение в целом складывается из таких близких по смыслу понятий как доброта и сострадание, служение ближнему, жертвенная любовь, милосердие и гостеприимство.
Приведем пример высказыванийнаставлений по отношению к тем, кто хочет достичь просветления: «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня».
У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.
«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал надо мною верх, он обобрал меня».
У тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается.
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
Вот извечная дхамма» [32,523].
Поскольку Будда учил, что «я» представляет собой иллюзию и является непостоянным, то в буддизме отсутствует идея богоподобия человека.
В связи с этим спасение человека, его просветление выступает как результат его личного опыта.
«Будьте сами себе светильниками, призывал Будда своих последователей, в самих себе ищите прибежище» [Махапариниббана сутта 33] [110,121-122].
Рассмотрение проблемы толерантности в буддизме будет неполным, если не проанализировать учения Будды по отношению к врагам и носителям других вероучений.
В Библии данная проблема трактуется как любовь к человеку и нетерпимость ко греху.
В Коране содержится призыв к нетерпимости по отношению к неверным и борьбе за веру, вплоть до военных действий.
Буддизм предлагает
58

[стр.,59]

оригинальное учение о ненасилии.
Выше было показано, что целью жизни буддиста является своего рода состояние равновесия, полной гармонии, мира, любви и терпимости к окружающим людям.
Никакое зло или ненависть не могут помешать достигнуть или нарушить это состояние до тех пор, пока буддист не реагирует на это зло.
Вот несколько подтверждений этой идеи.
«Братья, если кто-то чужой станет говорить против меня, либо против Веры, либо против Предписаний, вы не должны ни таить против него зла, ни ощущать обиду, ни питать дурных чувств.
Если же вы станете сердиться или почувствуете обиду, это помешает вашему самообладанию»
[32,526].
Или: «Монахи, если даже низкие злодеи станут ручною пилою отпиливать вам одну за другою конечностью, даже тогда тот, в чей разум проникнет враждебность, перестанет быть последователем моего учения.
Монахи, вы должны испытывать себя таким образом: «Наш разум не может извратиться, мы не произнесем злых слов, наш разум исполнен доброжелательности, в сердце нет ненависти.
Мы наполним весь мир, начиная с того злодея.
Своими благими мыслями, широкими, возвышенными, безмерными, лишенными враждебности и злонамеренности».
Если вы, монахи, будите регулярно прибегать к помощи этой параболы пилы, найдется ли что-нибудь смешное,
высокое или грубое, чего вы не могли бы выдержать?» [32,526].
Однако, представляется, что возможности толерантности в буддизме ограничены религиозной доктриной «срединного» пути, которую разработал Будда: отрешенность от жизни, нирвана, уход в личный духовный опыт, отказ от желаний.
Духовное самоопределение рассматривается как индивидуальный акт вне общения с другими, в то время как толерантность является необходимой стороной межличностных контактов, диалога между Богом и человеком и между индивидами.
Таким образом, отличие в разработке проблемы толерантности в Трипитаке состоит, во-первых, в отрицании идеи Бога, который может наделить индивида качеством толерантности или ради поощрения которого нужно стремиться разви59

[Back]