Проверяемый текст
Юровских Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен (Диссертация 2004)
[стр. 66]

66 высокое или грубое, чего вы не могли бы выдержать?»1.
Однако представляется, что возможности толерантности в буддизме ограничены религиозной доктриной «срединного» пути, которую разработал Будда: отрешенность от жизни, нирвана, уход в личный духовный опыт, отказ от желаний.
Духовное самоопределение рассматривается как индивидуальный акт вне общения с другими, в то время как толерантность является необходимой стороной межличностных контактов, диалога между Богом и человеком и между индивидами.
Таким образом, отличие в разработке проблемы толерантности в Трипитаке состоит, во-первых, в отрицании идеи Бога, который может наделить индивида качеством толерантности или ради поощрения которого нужно стремиться
развивать это качество в себе.
Во-вторых, буддизм провозглашает приоритет конкретных практических упражнений в виде сосредоточения ума и стремления очищать свои мысли, слова и желания от ненависти, жадности и невежества для достижения толерантного отношения к ближним.
В-третьих, буддизм предлагает терпимо относиться к врагам веры, так как отказ от насилия ценит выше, чем защиту чистоты своего верования.

1 См.
Там же.
С.526.
[стр. 59]

оригинальное учение о ненасилии.
Выше было показано, что целью жизни буддиста является своего рода состояние равновесия, полной гармонии, мира, любви и терпимости к окружающим людям.
Никакое зло или ненависть не могут помешать достигнуть или нарушить это состояние до тех пор, пока буддист не реагирует на это зло.
Вот несколько подтверждений этой идеи.
«Братья, если кто-то чужой станет говорить против меня, либо против Веры, либо против Предписаний, вы не должны ни таить против него зла, ни ощущать обиду, ни питать дурных чувств.
Если же вы станете сердиться или почувствуете обиду, это помешает вашему самообладанию» [32,526].
Или: «Монахи, если даже низкие злодеи станут ручною пилою отпиливать вам одну за другою конечностью, даже тогда тот, в чей разум проникнет враждебность, перестанет быть последователем моего учения.
Монахи, вы должны испытывать себя таким образом: «Наш разум не может извратиться, мы не произнесем злых слов, наш разум исполнен доброжелательности, в сердце нет ненависти.
Мы наполним весь мир, начиная с того злодея.
Своими благими мыслями, широкими, возвышенными, безмерными, лишенными враждебности и злонамеренности».
Если вы, монахи, будите регулярно прибегать к помощи этой параболы пилы, найдется ли что-нибудь смешное, высокое или грубое, чего вы не могли бы выдержать?» [32,526].
Однако, представляется, что возможности толерантности в буддизме ограничены религиозной доктриной «срединного» пути, которую разработал Будда: отрешенность от жизни, нирвана, уход в личный духовный опыт, отказ от желаний.
Духовное самоопределение рассматривается как индивидуальный акт вне общения с другими, в то время как толерантность является необходимой стороной межличностных контактов, диалога между Богом и человеком и между индивидами.
Таким образом, отличие в разработке проблемы толерантности в Трипитаке состоит, во-первых, в отрицании идеи Бога, который может наделить индивида качеством толерантности или ради поощрения которого нужно стремиться
разви59

[стр.,60]

вать это качество в себе.
Во-вторых, буддизм провозглашает приоритет конкретных практических упражнений в виде сосредоточения ума и стремления очищать свои мысли, слова и желания от ненависти, жадности и невежества для достижения толерантного отношения к ближним.
В-третьих, буддизм предлагает терпимо относиться к врагам веры, так как отказ от насилия ценит выше, чем защиту чистоты своего верования.

Выводы по 1 главе 1.
Противоречивый характер толерантности как социокультурного феномена и многообразие ее проявлений позволяет выделить различные философские версии понимания толерантности: натуралистическую, психоаналитическую, коммуникативную, этико-аксиологическую.
2.
Методологическим основанием классификации форм толерантности является различное понимание сущности человека (природная, душевно-психическая, духовно-коммуникативная, духовно-нравственная).
3.
В натуралистической версии (М.Монтень, Л.Фейербах) толерантность рассматривается как имманентное качество человека, присущее ему от рождения как природному существу, признается природный детерминизм толерантности и основа общения индивидов ищется во взаимном влечении полов и в родственных отношениях.
4.
В психоаналитической версии (3.Фрейд, Э.Фромм) мораль трактуется как искусственное явление, призванное преодолеть спонтанность бессознательных влечений эротического и агрессивно-разрушительного характера в человеке.
Пути выхода ищутся в психотерапевтическом врачевании души (З.Фрейд) и формировании плодотворной ориентации человека, выражающейся в уважении, заботе и ответственности по отношению к другим (Э.Фромм).
5.
Коммуникативная версия толерантности, разрабатываемая в философских учениях М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, М.Бубера, СЛ.Франка, раскрывает межлич60

[Back]