98 Сравнительно многочисленную группу населения Северного Кавказа составляют горские народы Дагестана. Население этой республики составляет 2,1 млн. человек, из которых 44% имеют постоянную регистрацию в городах. В Дагестане нет «титульной национальности», к числу «коренных» относят так называемых «дагестанских горцев»: аварцев 28% населения республики, даргинцев 16,2%, кумыков 13%, лезгин 12,5%, лакцев 5%, табасаранцев 4,7%, ногайцев-1,6%, рутульцев-0,8%, агульцев 0,8% и цахуров 0,3%. Кроме того, в Дагестане живут азербайджанцы 4,3%, русские 6,5%, гаты 0,4%, и чеченцы 4,5%. Крупную этническую группу составляют тюркские народы Северного Кавказа (677,4 тыс. человек). Они включают «коренные этносы», более или менее компактно живущие и претендующие на ту или иную форму национально-территориального самоопределения, а иногда уже имеющие «свои» государственные структуры. Это кумыки (277,2 тыс. человек), проживающие главным образом в Дагестане; карачаевцы (150,3 тыс. человек) и балкарцы (78,3 тыс. человек), являющиеся близкородственными народами и говорящими на одном карачаево-балкарском языке. Они проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Что касается другого тюркского народа ногайцев (73,7 тыс. человек), то они рассредоточены в предгорьях и степных районах Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Проживают в регионе, особенно в Дагестане, также азербайджанцы1. Возможность возрождения идей пантюркизма маловероятна, хотя некоторые сценарии развития событий в Средней Азии, Башкортостане, Татарстане и нарастающая активность Турции на Кавказе и крайне низкий уровень социально-экономической жизни могут и подтолкнуть процесс консолидации тюркских народов Северного Кавказа. Значительная часть населения национальных республик Северного 1 Червонная С.М. Тюрко-исламские народы Северного Кавказа: проблемы культурной общности, политической консолидации, мусульманской солидарности. Москва-Кавказ. Диалог культур. М., 1999. С. 93-94. |
103 ки, исходящие и изнутри самой России, порождающие напряженность, нетерпимость, в том числе и этноконфессиональную, способные обострить конфликты и вызвать угрозы национальной безопасности. Исследователи единодушны в том, что все споры, противоречия и конфликты, характерные для Российской Федерации в целом, на Северном Кавказе проявляются в наиболее запутанной форме.10 Вот почему Российское политическое руководство совместно с руководством субъектов Федерации Южного федерального округа на основе учета геополитических особенностей стремится проводить глубоко продуманную, перспективную, целостную и взвешенную кавказскую политику, направленную на согласование общегосударственных интересов и интересов всех населяющих регион народов и базирующуюся на принципах миролюбия, толерантности и ненасилия. Важной особенностью Северо-Кавказского региона, накладывающей существенный отпечаток на процесс обеспечения мира и безопасности и объективно требующей формирования этноконфессиональной толерантности, является его полиэтничность. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. 'Сравнительно многочисленную группу населения Северного Кавказа составляют горские народы Дагестана. Население этой республики составляет 2,1 млн. человек, из которых 44% имеют постоянную регистрацию в городах. В Дагестане нет "титульной национальности", к числу "коренных" относят так называемых "дагестанских горцев": аварцев-28% населения республики, даргинцев-16,2%, кумыков-13%, лезгин-12,5%, лакцев-5%, табасаранцев-4,7%, ногайцев-1,6%, рутульцев-0,8%, агульцев-0,8% и цахуров-0,3%. Кроме того, в Дагестане живут азербайджанцы-4,3%, русские-6,5%, таты-0,4%, и чеченцы-4,5%. Значительное место в этнической структуре Северного Кавказа занимает нахская группа, состоящая из чеченцев и ингушей, которые живут в основном 10 См.: Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. -М.: Междунар. Отношения, 2001. -С. 47. 106 ингушского вооруженного конфликта, значительное количество оружия у населения и целый ряд других факторов могут при определенных условиях вызвать в Северной Осетии взрыв социального насилия. Крупную этническую группу составляют тюркские народы Северного Кавказа (677,4 тыс. человек). Они включают «коренные этносы», более или менее компактно живущие и претендующие на ту или иную форму национальнотерриториального самоопределения, а иногда уже имеющие «свои» государственные структуры. Это кумыки (277,2 тыс. человек), проживающие главным образом в Дагестане; карачаевцы (150,3 тыс. человек) и балкарцы (78,3 тыс. человек), являющиеся близкородственными народами и говорящими на одном карачаево-балкарском языке. Они проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Что касается другого тюркского народа — ногайцев (73,7 тыс. человек), то они рассредоточены в предгорьях и степных районах Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Вместе с тем в регионе проживают турки-месхетинцы, депортированные из Грузии в Среднюю Азию в 1944 году и переселившиеся сюда в результате беспорядков и межэтнических конфликтов в Ферганской долине в 1989 году. Оказавшись в положении беженцев, большая их часть обосновалась на территории Краснодарского края (до 13 тыс. человек). В аналогичном положении очутились также крымские татары (с очень похожей исторической судьбой и также проживающие в основном в Краснодарском крае). Проживают в регионе, особенно в Дагестане, также азер11 байджанцы ‘. Возможность возрождения идей пантюркизма маловероятна, хотя некоторые сценарии развития событий в Средней Азии, Башкортостане, Татарстане и нарастающая активность Турции на Кавказе и крайне низкий уровень социально-экономической жизни могут и подтолкнуть процесс консолидации тюркских народов Северного Кавказа. 1 Ч Червонная С.М. Тюрко-исламские народы Северного Кавказа: проблемы культурной общности, политической консолидации, мусульманской солидарности. -Москва-Кавказ. Диалог культур. -М., 1999. С. 93-94. 202 182. Хоперская Л.Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? / Под ред. А. Малашенко; Моек. Центр Карнеги. -М., 1999. 183. Хоперская Л. Управление этническими сообществами в Ростовской области // Местное управление многоэтничными сообществами в странах ...СНГ / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. М.:ОАО «Авиаиздат», 2001. 184. Хорос В. Г. Проблемы формирования гражданского общества в России и мировой опыт// Проблемы общественного развития. 1998. № 1. 185. Чагилов В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации: Монография. — Невинномысск: НИЭУП, 2002. 186. Червонная С.М. Тюрко-исламские народы Северного Кавказа: проблемы культурной общности, политической консолидации, мусульманской солидарности. Москва-Кавказ. Диалог культур. — М., 1999. 187. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М.: Междунар. Отношения, 1988. 188. Что впереди: катастрофа или... // Рабочая трибуна. 1999.11 июня. 189. Шалин В.В. Толерантность. Краснодар: «Периодика Кубани», 2000. 190. Шаповалов В.А. Регион и регионоведческие исследования / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — Москва-Ставрополь, 2000. 191. Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность. 1994. № 4. 192. * "Шубкин В., Иванова В. Страхи на постсоветском пространстве: Россия, Украина и Литва // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 3. 193. Апе1 СоЬеп. 11.8. РоНсу т 1Ье Саисазиз апб сеп!га1 Аз1а // Ы1р: // \у\\г\у. Мь сгозой. Сот/ги. 194. Е1Ьтс сотрозШоп оГ Фе СНесЬеп КериЬНс // ТЬе СЬесЬпуа 8игуеу Рго]ес1. -№ггап-СорепНа§еп: ОашзЬ КеГи^ее СоипсП, 2002. |