Проверяемый текст
Гаджимирзаев Муси Мусаевич. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе (Диссертация 2003)
[стр. 99]

99 Кавказа, не говоря о Ставропольском (2261 тыс.
человек).
Краснодарском (4357 тыс.
человек) краях и Ростовской области (3889 тыс.
человек), составляют русские и представители других славянских народов.
Численность русских и их доля в социально-политических институтах Северо-западного Кавказа делает их интегрирующим фактором в регионе.

Кроме того, в условиях характерного для Северного Кавказа билингвизма и многоязычия, русский язык играет объединяющую роль как язык межэтнического общения.
Особое место в структуре славянского населения Северного Кавказа занимают казаки, поселения которых создавались со второй половины
ХУШ в.
и были форпостом продвижения и освоения Россией региона1.
С 1990 г.
идет процесс возрождения казачества.
В настоящее время казачьи орг анизации существуют во всех субъектах Федерации на Северном Кавказе, т.е.
на территории существовавших в начале XX в.

Несмотря на разнообразный характер общественного и политического устройства у народов
Дагестана, все они имели самобытную развитую и эффективную систему этнического местного самоуправления.
Результатом длительного совместного проживания перечисленных народов стала сформировавшаяся сложная этнокультурная система, отличающаяся жизнеспособностью и многолетними традициями толерантности и согласия.
Функционирование данной системы имеет огромное интегрирующее значение для культуры всего Южного федерального округа и Российской Федерации.

Излагая состояние межнациональной терпимости в республике Дагестан, М.М.
Шахбанова приводит данные о ее проявлении в молодежной среде.
На вопрос: «Как Вы оцениваете то, что в Дагестане проживает много народов?» молодежь в возрасте «до 20 лет» отметили «положительно» 1 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Северный Кавказ в этнической картине мира/ Под
рсд.
В.А.
Шаповалова.
-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
С.
124-125.
[стр. 107]

107 К абхазо-адыгской группе относятся кабардинцы, адыгейцы, черкесы и абазины, говорящие на близких языках и составляющие единую этническую общность адыгов.
Они в основной своей массе проживают в трех субъектах Российской Федерации: Адыгее (99,3 тыс.
человек), Карачаево-Черкесии (70,7 тыс.' человек) и Кабардино-Балкарии (379 тыс.
человек).
До присоединения к России это были самые многочисленные народы Северного Кавказа, занимавшие его Юго-запад.
Однако в результате потерь в ходе Кавказской войны, эпидемий и мухаджирства (переселения горцев в Османскую империю во второй половине Х1Х-начале XX вв.) их численность резко сократилась.
Возникшая территориальная разобщенность привела к тому, что у адыгских народов, сохраняющих до сих пор развитое этническое самосознание, в советское время были созданы разные национальные образования.
В настоящее время все адыгские народы сохраняют свои культурно-бытовые различия, живут в этнически более или менее однородных поселениях.
У абхазо-адыгских народов сегодня уравновешиваются две тенденции: сохранение идентичности, возвращение своих этнонимов и объединение всех или части абхазо-адыгских народов.
Адыгские народы имеют за пределами СНГ значительную диаспору (по некоторым оценкам до 3 млн.
человек).
Наиболее компактно их группы расселены в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Израиле.
Важно учесть также ставшее привычным явление, что значительные группы северокавказских народов, пересекая государственные границы, уже в течение многих поколений проживают в закавказских республиках, а представители Закавказья — на Северном Кавказе.
Расселены на Северном Кавказе представители грузин, армян и других народов.
Значительная часть населения национальных республик, не говоря о Ставропольском (2261 тыс.
человек).
Краснодарском (4357 тыс.
человек) краях и Ростовской области (3889 тыс.
человек), составляют русские и представители других славянских народов.
Численность русских и их доля в социально-политических институтах Северо-западного Кавказа делает их интегрирующим фактором в регионе.
(


[стр.,108]

108 Кроме того, в условиях характерного для Северного Кавказа билингвизма и многоязычия, русский язык играет объединяющую роль как язык межэтнического общения.
Особое место в структуре славянского населения Северного Кавказа занимают казаки, поселения которых создавались со второй половины
XVIII в.
и были форпостом продвижения и освоения Россией региона.14 С 1990 г.
идет процесс возрождения казачества.
В настоящее время казачьи организации существуют во всех субъектах Федерации на Северном Кавказе, т.е.
на территории существовавших в начале XX в.

Терского казачьего войска, Кубанского казачьего войска и Всевеликого войска Донского.
Достаточно сложно судить о численности казачьих структур на Северном Кавказе.
По данным различных источников, она составляет от 250 до 400 тыс.
человек.
Возрождающееся казачество превратилось в политическую силу, претендующую на осуществление властных функций.
Вследствие этого деятельность казачьих организаций стала одной из определяющих характеристик политический жизни Северного Кавказа, специфической региональной проблемой.
Первым документом, в котором был определен правовой статус казачества, стал Закон РФ "О реабилитации репрессированных народов" (1991 г.).
В ст.
2 говорится, что "репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные, исторически сложившиеся культурноэтнические общности людей, например, казачество)..." Данные опросов населения, проведенных в местах проживания казаков Северного Кавказа, свидетельствуют о неоднозначности подходов к вопросу самоидентификации казачества Юга России.
Только 8,6% опрошенных указали на то, что казаки являются особым народом, для 21,4% они сословие; 60% отнесли казачество к культурноэтнической общности, а 10% к членам общественной организации.
Даже при экспертном опросе атаманов не было зафиксировано полного единства по это14 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.
Северный Кавказ в этнической картине мира / Под
ред.
В.А.
Шаповалова.
-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
С.
124-125.


[стр.,110]

110 ..
Несмотря на разнообразный характер общественного и политического устройства у народов
Северного Кавказа, все они имели самобытную развитую и эффективную систему этнического местного самоуправления.
Результатом длительного совместного проживания перечисленных народов стала сформировавшаяся сложная этнокультурная система, отличающаяся жизнеспособностью и многолетними традициями толерантности и согласия.
Функционирование данной системы имеет огромное интегрирующее значение для культуры всего Южного федерального округа и Российской Федерации.

Практически два века, в результате как мирных, так и военных средств присоединения, народы Северного Кавказа находятся в составе России.
Они добились бесспорных успехов в развитии своей экономики, культуры, образования.
Именно в составе России народы Северного Кавказа получили высокий уровень самоуправления, прежде всего в форме республик-государств.
Сегодня они имеют собственные органы государственной власти и управления, должное представительство в федеральных органах власти.
Общероссийская культура и, прежде всего русский язык и русское население региона, стали мощным фактором формирования политической и социальной общности населения Северного Кавказа и его развития в общероссийском пространстве.
* С учетом проживающих здесь представителей более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии, Северный Кавказ условно можно рассматривать как некий культурноцивилизационный круг* состоящий из множества элементов, с точки зрения, как уровней развития, так и наличия разных региональных, этнокультурных, конфессиональных и иных пластов.
Признавая факт сохранения здесь фрагментов древних или средневековых цивилизаций, нельзя не признать также то, что длительный опыт совместного проживания, общая историческая судьба в значительной степени подвергли нивелировке различия сугубо цивилизационного характера.
На протяжении всей истории кавказские народы испытывали разнообразные влияния со всех сторон, — как с Востока, так и с Запада, как с Юга, так и с 1

[Back]