Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 100]

Важными этнопедагогическими качествами личности, которые следует формировать у будущих учителей являются: уважение к народным традициям, любовь к родным местам, знание национальной культуры, осознание духовной жизни народа, богатый духовный мир, уважение к национальной самобытности народа, нестандартность использования духовных ценностей народов, их этнопедагогической культуры, традиционной культуры воспитания в учебно-воспитательном процессе, потребность в расширении и углублении своего культурного кругозора, инвариативность мышления и привычка пользоваться различными источниками духовной информации, способность и потребность оформления жизненных планов на основе этнокультурных смыслов.
Выделим принципы организации системы этнопедагогической подготовки учителя
национальной школы.
Среди них: 1.
Принцип личностной ориентации может рассматриваться как следствие гуманизации образования.
Состоит принцип личностной ориентации в том, что при построении системы этнопедагогической подготовки будущего учителя
национальной школы (и каждого из ее элементов), а также «при разработке механизмов ее функционирования приоритетными должны быть такие компоненты, которые создают условия для становления личностно значимых для студентов этнопедагогических качеств» [32], характеризующих учителя национальной школы.
В связи с этим целью обучения будущих учителей в этнопедагогической подготовке является развитие у них такого профессионально-личностного образования как этнопедагогическая культура современного учителя
национальной школы.
Современная этнопедагогическая культура предполагает владение будущим учителем системой знаний, лежащих в основе осуществления процесса обучения учебных предметов на основе традиционно педагогической культуры, в соответствии с современными гуманистическими ориентациями
(этнопедагогическая образованность),
[стр. 114]

развитие общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и специального образования на основе народной педагогики; реализация взаимосвязи этнопедагогической теории и практики; стимулирование экспериментальных исследований, ориентированных на разработку содержания, новых методик и технологий этнопедагогического образования учителей начальных классов национальной школы.
Будущие учителя должны вступать в процесс этнопедагогической подготовки как субъекты образовательного процесса, в котором обеспечивается единство теории и практики, реализуются разнообразные виды этнопедагогической деятельности.
Важными этнопедагогическими качествами личности, которые следует формировать у будущих учителей являются: уважение к народным традициям,
глубокое знание родного языка, любовь к родным местам, любовь к народному творчеству, преданность родному краю, любовь к природе, знание национальной культуры, осознание духовной жизни народа, уважительное отношение к народным обычаям и традициям, высокая культура, богатый духовный мир, уважение к национальной самобытности народа, нестандартность использования духовных ценностей народов, их этнопедагогической культуры, традиционной культуры воспитания в учебно-воспитательном процессе, потребность в расширении и углублении своего культурного кругозора, полихудожественное мышление и способность переживать, оценивать произведения искусства, инвариативность мышления и привычка пользоваться различными источниками духовной информации: книгами, музеями художественными выставками, спектаклями и др., способность и потребность оформления жизненных планов на основе этнокультурных смыслов.
Вышеназванные качества, а также те, что вошли в квалификационную характеристику, нельзя сформировать только на этапе довузовской и вузовской этнопедагогической подготовки; нельзя скорректировать только на этапе послевузовской этнопедагогической подготовки.
Именно довузовское, вузовское

[стр.,115]

и послевузовское этнопедагогическое образование определяют в конечном счете успех этнопедагогической подготовки учителя начальных классов.
Выделим принципы организации системы этнопедагогической подготовки учителя.

Среди них: 1.
Принцип личностной ориентации может рассматриваться как следствие гуманизации образования.
Состоит принцип личностной ориентации в том, что при построении системы этнопедагогической подготовки будущего учителя
начальных классов (и каждого из ее элементов), а также «при разработке механизмов ее функционирования приоритетными должны быть такие компоненты, которые создают условия для становления личностно значимых для студентов этнопедагогических качеств» [67], характеризующих учителя начальных классов национальной школы.
Исходя из этого принципа, этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных классов направлена на его профессиональное развитие как учителя начальных классов новой формации, владеющего новыми этнопедагогическими подходами и технологиями обучения школьных предметов учащихся начальных классов на основе традиционной педагогической культуры.
В связи с этим целью обучения будущих учителей в этнопедагогической подготовке является развитие у них такого профессионально-личностного образования как этнопедагогическая культура современного учителя
начальных классов.
Современная этнопедагогическая культура предполагает владение будущим учителем системой знаний, лежащих в основе осуществления процесса обучения учебных предметов на основе традиционно педагогической культуры, в соответствии с современными гуманистическими ориентациями
(этаопедагогическая образованность), осведомленность его о наиболее актуальных проблемах обучения предметов учащиеся на основе традиционной педагогической культуры и апробированных способах их решения (этнопедагогический кругозор), становления стиля мышления, ориентированного на отыскивание путей

[стр.,350]

активность (17), приветливость (3).
То есть те качества личности, которые связаны с требованиями, предъявляемыми к любой современной профессии, имеющей огромное этнопедагогическое значение.
Мы получили также данные об уровне самооценки выраженности профессионально важных этнопедагогических качеств студентов тех же курсов.
Обратимся к результатам.
Наиболее выражены, по мнению студентов первого курса.
любовь к детям (22), принципиальность (22), честность (10), справедливость (11); второго курса любовь к детям (12), честность (10), доброта, доброжелательность (1); четвертого курса доброта, доброжелательность (10), принципиальность (22), самокритичность (23), отзывчивость (26), оптимизм (28).
Наименее выраженными у себя студенты считают следующие качества: первый курс осведомленность из новинок национальной литературы и искусства (16), осознание духовной жизни народа (35), богатый духовный мир (38); второй курс стремление пополнить народные национальные традиции (25), любовь к народному творчеству (31), высокая культура (37); третий курс нестандартность использования духовных ценностей народов, их этнопедагогической культуры в учебновоспитательном процессе (42), действенный интерес к событиям культурной жизни (44), способность сохранять традиции народа (48); четвертый курс способность и потребность оформления жизненных планов на основе этнокультурных смыслов (47), богатый духовный мир (38), стремление пополнить народные национальные традиции (25).
Как видим, студенты младших курсов считают достаточно выраженными у себя те качества, которые оценены ими и как наиболее значимые этнопедагогические качества личности учителя (1, 21, 12, 26).
Кроме того, среди этнопедагогических качеств, по мнению студентов первого и второго курсов, наименее выраженных, не встречается практически ни одного, характеризующего их педагогический образец.
Вероятно, студенты младших

[Back]