осведомленность его о наиболее актуальных проблемах обучения предметов учащиеся на основе традиционной педагогической культуры и апробированных способах их решения (этноиедагогический кругозор), становления стиля мышления, ориентированного на отыскивание путей оптимальной организации процесса обучения учащихся, народного опыта воспитания, направленного на их развитие (этнопедагогическое мышление), а также наличие опыта принятия этнопедагогически грамотных решений (этнопедагогический опыт). 2. Принцип системности этнопедаготических знаний. Доминирующее значение для решения проблемы формирования системных этнопсдагогических знаний учащихся имеют структура и содержание учебных предметов. Следовательно, ознакомление будущих учителей с системнологическим построением содержания курсов, демонстрация этнопедагогической связи между отдельными темами способствуют формированию умений систематизировать знания. Однако «знания-сведения» приобретают форму «знаний-умений» только в процессе этнопедагогической деятельности. Поэтому формирование системных знаний было бы более эффективным, если бы предусматривалось выполнение будущими учителями перспективных заданий по структурированию и систематизации изучаемого этнопедагогического материала (по традиционной педагогической культуре), тем более что формирование системных знаний необходимо для выполнения этнопедагогической подготовкой мировоззренческой функции. 3. Принцип единства теории и этнопедагогической практики. Этноиедагогическая подготовка учителя национальной школы складывается из целостной подготовки, единство которой составляют курсы общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов и различные виды практической этнопедагогической деятельности. 4. Принцип этнопедагогической направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития обучаемых 101 |
116 оптимальной организации процесса обучения учащихся народного опыта воспитания, направленного на их развитие (этнопедагогическое мышление), а также наличие опыта принятия этнопедагогически грамотных решений (этнопедагогический опыт). Конкретизация этой цели и одновременно результатом обучения в системе этнопедагогической подготовки будущего учителя начальных классов должна стать готовность выпускника к реализации личностно-ориентированной методики обучения школьных предметов учащимися начальных классов, где во главу угла ставятся интересы развития школьника средствами традиционной педагогической культуры. Возвращаясь к понятию «этнопедагогическая культура учителя начальных классов», выделим в его содержании две части: система этнопедагогических знаний и деятельностные компоненты (см. схему 2). Этнопедагогическая культура учителя начальных классов национальной школы Этнопедагогические знания Этнопедагогическая деятельность ЭтнопедагогиЭтнопедагогиЭтнопедагогиЭтнопедагоческая образоческий ческое гический ванность кругозор мышление опыт При этом первая часть (этнопедагогические образованность и кругозор) определяют такое профессиональное качество как «этнопедагогическая компетентность» учителя начальных классов. Вторая часть (этнопедагогическое мышление и опыт) другое качество: «этнопедагогияеский профессионализм». Формирование этих двух качеств можно рассматривать как конкретизацию общей установки на развитие этнопедагогической культуры в системе этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы. Выше перечислены только те показатели этнопедагогической компетентности и профессионализма учителя начальных классов национальной школы, соответственно, которые обусловлены новой ситуацией в системе начального образования как сфере будущей этнопедагогической деятельности студентов. Принцип личностной ориентации системы этнопедагогической подготовки будущего учителя предопределяет требования к содержанию этой подготовки. Содержание это должно, во-первых, обеспечивать формирование выделенных выше компонентов, определяющих этнопедагогические компетентность и профессионализм учителя начальных классов, во-вторых, способствовать реализации профессиональных потенциалов каждого будущего учителя и становления индивидуального стиля профессиональной деятельности. 2. Принцип системности этнопедагогических знаний. Доминирующее значение для решения проблемы формирования системных этнопедагогических знаний учащихся имеют структура и содержание учебных предметов. Следовательно, ознакомление будущих учителей с системно-логическим построением содержания курсов, демонстрация этнопедагогической связи между отдельными темами способствуют формированию умений систематизировать знания. Однако «знания-сведения» приобретают форму «знаний-умений» только в процессе этнопедагогической деятельности. Поэтому формирование системных знаний было бы более эффективным, если бы предусматривалось выполнение будущими учителями перспективных заданий по структурированию и систематизации изучаемого этнопедагогического материала (по традиционной педагогической культуре), тем более что формирование системных знаний необходимо для выполнения этнопедагогической подготовкой мировоззренческой функции. Целесообразно выделение двух путей решения этой проблемы: 1) показ традиционной педагогической культуры в ее целостности, в ее развитии и 2) конкретное преломление идей народного опыта воспитания в изучаемых учебных предметах [68]. Это позволяет предусмотреть систему заданий по структу рированию и систематизации материала курсов на основе основных идей традиционной педагогической культуры для формирования у будущих учителей умений структурировать и систематизировать этнопедагогические знания. 3. Принцип единства теории и этнопедагогической практики Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы складывается из целостной подготовки, единство которой составляют курсы общекультурного, медико-биологического, психологопедагогического и предметного циклов и различные виды практической этнопедагогической деятельности. Таким образом, этнопедагогическая подготовка может осуществляться как при теоретическом, так и при практическом обучении по учебным дисциплинам. 4. Принцип этнопедагогической направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития обучаемых имеет три аспекта, которые будучи приспособленными к процессу формирования этнопедагогической готовности, приобретают следующее содержание. 1) Образовательный аспект: глубокое и прочное усвоение будущими учителями общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных (специальных) и этнопедагогических знаний, взятых в единстве и взаимосвязи; овладение комплексом этнопедагогических умений и опытом рациональной учебно-этнопедагогической деятельности; умение выдвигать и грамотно решать этнопедагогические задачи. 2) Воспитательный аспект: осуществление в процессе этнопедагогической подготовки умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания будущих учителей; формирование этнопедагогической культуры учителя начальных классов. 3) Развивающий аспект: развитие этнопедагогических качеств учителя; |