Проверяемый текст
Анисенкова, Татьяна Викторовна; Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской школе (Диссертация 2000)
[стр. 135]

незнание алтайских традиций, обрядов, песен, танцев.
Все имеющиеся знания — сугубо на житейском уровне.
Во-вторых, отсутствие спецподготовки методики и технологии проведения.
В-третьих, отсутствие практики, скованность, неумение организовать этнопедагогическую деятельность.
Все это говорит о том, что при
определенных условиях заинтересованность перерастает в устойчивый интерес и желание сделать что-то самим.
Анализ данных говорит о том, что большинство выпускников характеризует средний уровень направленности как этнопедагогической, так и познавательной направленности.
Таким образом, по первому компоненту этноготовности (моральнопсихологической), на этапе констатирующего эксперимента преобладает средний уровень готовности, практически совпадает процентное соотношение высокого и низкого уровней, что говорит о их большой полярности.
Следующая составляющая в структуре общей готовности будущего учителя к этнопедагогической работе в
национальной школе теоретическая готовность.
Для ее формирования студенты должны овладеть общими знаниями педагогики, психологии, а также блоками специальных знаний о сути этнопедагогической деятельности, об особенностях функционирования национальной школы, о национально-культурных и социально-исторических ценностях.
Метод ранжирования по выявлению иерархии национальных культурноисторических ценностей, позволил получить следующую последовательность в ряду знаний студентов: 1) знание музыкальных инструментов, 2) сказок, 3) песен, 4) игр, 5) художественных промыслов, 6) былин, 7) традиций, обычаев, обрядов, 8) исторических событий, 9) народных героев.
Анализ результатов анкетирования показал, что лучше всего студенты знают сказки, музыкальные инструменты, художественные промыслы.
Хуже
[стр. 108]

место поставили возможность приобрести навыки работы с детьми и лучшую подготовку к дальнейшей работе, тогда как студенты отвели данным мотивам 4 и 6 места, что говорит о недостаточности практической работы и непонимания значимости данного вида деятельности в условиях села.
По результатам видно, что отсутствуют узколичностные мотивы, они не являются ведущими и занимают последние места.
Далее мы попытались выявить наличие интереса у респондентов к этнопедагогической деятельности (табл.
6 приложений).
Было проведено анкетирование, предложено закончить фразу «Масленица это когда...», предложено написать сочинение на тему: «Как я попал в страну Берендея».
Вопросы анкеты следующие: 1) Интересна ли вам народная музыка (фольклор)? 2) Нравится ли вам читать русские народные сказки? 3) Любите ли вы принимать участие в народном гулянье? 4) Испытываете ли вы волнение, когда слышите русские народные песни, смотрите народные танцы? 5) Интересно ли вам посещать музеи, выставки, галереи, где представлены образцы народного творчества? 6) Хотели бы вы сами организовать праздник (мероприятие) по народной тематике? 7) Интересно ли вам научиться вышивать, плести соломку? * ¥ Из таблицы видно, что заинтересованность у студентов педвуза к народному творчеству определенно присутствует.
В процентном соотношении она варьируется от 28% до 54%.
Однако на вопрос «Хотите ли вы сами провести народный праздник?» только 37% ответили «да», 18% «не знаю», и 45% категорически «нет».
В беседе студенты объясняли причины нежелания или колебаний.
Во-первых, это элементарное незнание русских традиций, обрядов, песен, танцев.
Все имеющиеся знания сугубо на житейском уровне.
Вовторых, отсутствие спецподготовки методики и технологии проведения.
Втретьих, отсутствие практики, скованность, неумение организовать этнопедагогическую деятельность.
Все это говорит о том, что при


[стр.,109]

определенных условиях заинтересованность перерастет в устойчивый интерес и желание сделать что-то самим.
Фразу «Масленица это когда...» заканчивали каждый респондент в меру своих знаний и фантазий.
Вот лишь некоторые из примеров: «Масленица это когда зима, тройки, блины и массовое гулянье в парке», «...
когда устанавливается столб и наверху сапог, и его нужно снять», «...
когда очень шумно, весело, радостно, много песен и танцев», «...
когда все яркое, пестрые платки, сарафаны, самовар и румяные щеки продавщиц».
Мы видим, что ассоциативная связь с увиденным когда-то явно доминирует в памяти.
Практически отсутствуют знания по народному календарю, что при организации этнопедагогической деятельности обязательно.
Сочинения студентов подтвердили наличие у них воображения, детских воспоминаний о прочитанных русских народных сказках.
Но, к сожалению, большого интереса к этому виду творчества проявлено не было.
Современное общество, жизнь которого характеризуется стремительными переменами, предъявляет высокие требования к общей культуре и специальным знаниям педагога.
Поэтому в структуре личности учителя большое место занимает познавательная направленность.
Анализ данных (табл.
7 приложений) говорит о том, что большинство выпускников характеризует средний уровень направленности как этнопедагогической, так и познавательной.
У учителей, естественно, доминирует высокий уровень направленности и в профессиональной и в познавательной деятельности.
Таким образом, в первом аспекте этноготовности на этапе констатирующего эксперимента (морально-психологический) преобладает средний уровень готовности, практически совпадает процентное соотношение высокого и низкого уровней, что говорит о их большой полярности.
Следующая составляющая в структуре общей готовности будущего учителя к этнопедагогической работе в
сельской школе это научно-теоретическая

[стр.,111]

культурно-исторических ценностей, в) преобладание отрицательного отношения к национальной культуре, г) неиспользование национальных ценностей в процессе работы в школе.
Для среднего уровня характерны: а) наличие поверхностных знаний национальных культурно-исторических ценностей, б) неустойчивое положительное отношение к национальной культуре, в) неосознанное влечение к национальной культуре другого народа, г) обращение к культурноисторическихм ценностям только в учебно-воспитательном процессе.
Для высокого уровня характерны: а) осознание диалектики соотношения общечеловеческого и национального, б) устойчивое положительное отношение к национальной культуре, в) хорошее знание национальных культурноисторических ценностей, г) значительный интерес и мотивированная деятельность по пропаганде культурных достижений народов.
Конкретизировав показатели интеллектуального критерия и применив метод ранжирования для выявления иерархии национальных культурно-исторических ценностей, мы получили такую последовательность в ряду знаний студентов: 1) знание музыкальных инструментов, 2) сказок, 3) песен, 4) игр, 5) художественных промыслов, 6) былин, 7) традиций, обычаев, обрядов, 8) исторических событий, 9) народных героев.
Интеллектуальный критерий позволил выявить наибольшую полноту и разрыв в знаниях студентов младших и старших курсов.
Анализ результатов анкетирования показал, что лучше всего студенты знают сказки, музыкальные инструменты, художественные промыслы.
Хуже
игры, традиции, обычаи, обряды, былины и народных героев.
Хуже всего знают исторические события (таблица 9 приложений).
В связи с тем, что студенты достаточно эмоциональная часть молодежи, особое значение приобретает эмоционально-ценностный критерий овладения культурными и историческими достояниями.

[Back]