Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 154]

При изучении нового материала продолжалась работа над формированием основных понятий: человек, общество, цивилизация, типы цивилизаций, культура, система духовных ценностей, религия, наука, образование, литература, искусство и др.
Изучение курса «История мировых цивилизаций» позволило раскрыть потенциальные возможности программного материала для осуществления этнопедагогической подготовки учителя
национальной школы.
В ходе эксперимента установлено, что систематическая и целенаправленная работа по этнопедагогической подготовке учителя способствует глубокому усвоению студентами учебного материала, выработке личностной осознанной и обоснованной оценки историко-культурных событий, воспитанию убеждения в необходимости активной жизненной позиции по охране, бережному отношению и изучению культурного наследия прошлого, повышению интереса к предмету вообще и к истории культуры в частности, развитию положительной мотивации учения.
Преподавание курса «Философии» имеет существенное значение в этнопедагогической подготовке (интеллектуальном и духовном вооружении)
будущего учителя национальной школы.
Этнопедагогическая сущность ее преподавания в педвузе имеет
особенности.
В о п е р в ы х , объектом философского анализа является целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь мира.
С помощью своих универсалий философия моделирует образ мира и его познания.
В о в т о р ы х , философия не просто констатирует обращенность к проблеме человека, она несет ему истину о самом человеке, смысле его бытия, назначении человеческой жизни как высшей ценности.

В т р ет ь и х , философия решает и такую задачу, как нравственное воспитание, формирование нравственной культуры, которая для студентов является составной частью их этнопедагогической культуры.
Назначение курса «Культурология» как учебной дисциплины в том и заключается, что она является спасительницей духовных ценностей,
[стр. 249]

рующую функцию в системе подготовки учителя; отражает объективно существующую органическую взаимосвязь этнопедагогики с дисциплинами общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов.
Учебные дисциплины рассматривают этнопедагогическую подготовку учителя начальных классов национальной школы с разных сторон в соответствии со спецификой каждого предмета; имеют собственный подход к этой подготовке и свои педагогические возможности.
Проанализируем возможности такой подготовки по каждому предмету.
При соответствующей организации воспитывающего обучения большое влияние на этнопедагогическую подготовку студентов оказывает курс «История мировых цивилизаций», основной задачей которого является развитие знаний у будущих учителей о цивилизации и культуре на теоретическом уровне, а также обобщение и закрепление знаний, полученных в курсах.истории общеобразовательной школы.
В ходе обучения у студентов сформировались знания о мировой цивилизации и культуре.
На основе изучения нового фактического материала будущие учителя рассматривали вопрос о влиянии друг на друга цивилизаций и культур разных типов.
При изучении нового материала продолжалась работа над формированием основных понятий: человек, общество, цивилизация, типы цивилизаций, культура, система духовных ценностей, религия, наука, образование, литература, искусство и др.

Работа по формированию знаний о цивилизации и культуре характеризовалась развитием у студентов умения анализировать развитие цивилизации и культуры с точки зрения цивилизованного подхода к истории.
Особое внимание при этом обращается на формирование умения раскрывать взаимосвязь в развитии цивилизации и культуры, видеть национальные и приобретенные черты в культуре той или иной цивилизации, пони

[стр.,251]

При изучении истории рабовладельческого и феодального обществ на территории нашей страны в Закавказье и Средней Азии был сделан акцент на раскрытие следующих идей историко-культурного содержания: национальные особенности и самобытность культуры этих государств; взаимовлияние и взаимообогащение культур разных государств; гуманистическая направленность культуры средневековья.
Изучение историко-культурного материала основывалось на исторических этапах развития феодализма на Руси и включало в себя устное народное творчество, литературу, изобразительное и прикладное искусство, зодчество.
Углубленное знакомство с культурой своей Родины у будущих учителей начинается с изучения истории культуры Киевской Руси.
Студентами также рассматриваются устное народное творчество и русская литература в Х-ХУШ вв.; вклад в мировую культуру русского зодчества; русская живопись в мировой сокровищнице искусств.
Изучение курса «История мировых цивилизаций» позволило раскрыть потенциальные возможности программного материала для осуществления этнопедагогической подготовки учителя
начальных классов национальной школы.
В ходе эксперимента установлено, что систематическая и целенаправленная работа по этнопедагогической подготовке учителя способствует глубокому усвоению студентами учебного материала, выработке личностной осознанной и обоснованной оценки историко-культурных событий, воспитанию убеждения в необходимости активной жизненной позиции по охране, бережному отношению и изучению культурного наследия прошлого, повышению интереса к предмету вообще и к истории культуры в частности, развитию положительной мотивации учения.
Преподавание курса «Философии» имеет существенное значение в этнопедагогической подготовке (интеллектуальном и духовном вооруже


[стр.,252]

нии) будущего учителя национальной школы.
Этнопедагогическая сущность ее преподавания в педвузе имеет
следующие особенности: Во-первых, объектом философского анализа является целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь мира.
С помощью своих универсалий философия моделирует образ мира и его познания.
Во-вторых„ философия не просто констатирует обращенность к проблеме человека, она несет ему истину о самом человеке, смысле его бытия, назначении человеческой жизни как высшей ценности.

Поэтому не случайно, что одной из важнейших функций философии является мировоззренческая, которая реализуется с помощью теоретических представлений универсальной проблемы «Мир-человек».
В-т рет ьихобъективная тенденция, связанная с угрозой экологической и военной катастроф, ставит человечество в общепланетном масштабе перед проблемой выживания.
Подобная реальная ситуация с небывалой силой выдвигает вопрос о ценностных основаниях человеческого существования, о мобилизации его духовно-нравственных, культурно-смысловых ресурсов как необходимом условии выхода из подобного кризиса.
Философия решает и такую задачу, как нравственное воспитание, формирование нравственной культуры, которая для студентов является составной частью их этнопедагогической культуры.
Назначение курса «Культурология» как учебной дисциплины в том и заключается, что она является спасительницей духовных ценностей,
традиционной культуры воспитания, формирует в будущих учителях возвышенную человеческую духовность.
Именно культурология вооружает студентов духовно-нравственным иммунитетом против бескультурья, цинизма и аморальности.
Она является обобщающей дисциплиной, рассматривающей культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех областей науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства и религии.
Основополагающей

[Back]