Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 155]

традиционной культуры воспитания, формирует в будущих учителях возвышенную человеческую духовность.
Она является обобщающей дисциплиной, рассматривающей культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех областей науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства и религии.

Освоение культурных ценностей в процессе изучения культурологии позволит будущим учителям национальной школы преодолеть узкоутилитарное мышление, развить творческие способности, те качества и черты личности, которые соответствуют общечеловеческим идеалам, ибо аккумулируют социально-духовный опыт многих поколений.
Важным элементом системы этнопедагогической подготовки будущего учителя является курс «Этнология».
Задачи этого предмета состоят в том.
чтобы сформировать
этиологический кругозор студентов, сформировать понятия о типах культур, дать представление о мировоззрении людей прошедших эпох, пробудить уважение и интерес к памятникам прошлого, культуре вообще.
При организации преподавания данного курса особое внимание уделяется поиску методической стратегии, которая позволяет каждому студенту актуализировать свой творческий потенциал, осознать и осмыслить свой опыт и преодолеть имеющиеся пробелы в образовании и культуре, дать будущим учителям знания, необходимые для свободной ориентации в мире материальной и духовной культуры.

Принципы, которые легли в основу преподаваемого курса «История религии», можно сформулировать следующим образом: диалектическое единство двух начал национального и общечеловеческого, позволяющие будущему учителю почувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознать себя субъектом мировой цивилизации, становление духовного мира человека, современных и древних цивилизаций и альтернативные модели общественного развития, что позволяет представить историю как целостный взаимосвязанный и взаимозависимый мир; создание, условий для социально-культурной адаптации студентов на базовых
[стр. 252]

нии) будущего учителя национальной школы.
Этнопедагогическая сущность ее преподавания в педвузе имеет следующие особенности: Во-первых, объектом философского анализа является целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь мира.
С помощью своих универсалий философия моделирует образ мира и его познания.
Во-вторых„ философия не просто констатирует обращенность к проблеме человека, она несет ему истину о самом человеке, смысле его бытия, назначении человеческой жизни как высшей ценности.
Поэтому не случайно, что одной из важнейших функций философии является мировоззренческая, которая реализуется с помощью теоретических представлений универсальной проблемы «Мир-человек».
В-т рет ьихобъективная тенденция, связанная с угрозой экологической и военной катастроф, ставит человечество в общепланетном масштабе перед проблемой выживания.
Подобная реальная ситуация с небывалой силой выдвигает вопрос о ценностных основаниях человеческого существования, о мобилизации его духовно-нравственных, культурно-смысловых ресурсов как необходимом условии выхода из подобного кризиса.
Философия решает и такую задачу, как нравственное воспитание, формирование нравственной культуры, которая для студентов является составной частью их этнопедагогической культуры.
Назначение курса «Культурология» как учебной дисциплины в том и заключается, что она является спасительницей духовных ценностей, традиционной культуры воспитания, формирует в будущих учителях возвышенную человеческую духовность.
Именно культурология вооружает студентов духовно-нравственным иммунитетом против бескультурья, цинизма и аморальности.
Она является обобщающей дисциплиной, рассматривающей культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех областей науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства и религии.

Основополагающей

[стр.,253]

мыслью курса, цементирующий колоссальный материал является то, что в культуре человек представлен не только как действующее, но и как саморазвивающееся существо, как объект и одновременно как результат собственной деятельности.
При этом сама человеческая деятельность студентами рассматривается как со стороны ее вещественного результата, так и со стороны ее значения для развития самого человека.
Развитие культуры, осуществляемое деятельностью новых поколений, основывается на культурной преемственности, духовной связи с более ранними поколениями людей, что выражается в наследовании, освоении и переработке прошлого опыта; в то же время «культурное развитие предполагает новаторскую деятельность, создание новых материальных и духовных ценностей» [231].
Освоение культурных ценностей в процессе изучения культурологии позволит будущим учителям национальной школы преодолеть узкоутилитарное мышление, развить творческие способности, те качества и черты личности, которые соответствуют общечеловеческим идеалам, ибо аккумулируют социально-духовный опыт многих поколений.
Важным элементом системы этнопедагогической подготовки будущего учителя является курс «Этнология».
Задачи этого предмета состоят в том, чтобы сформировать
этнологический кругозор студентов, сформировать понятия о типах культур, дать представление о мировоззрении людей прошедших эпох, пробудить уважение и интерес к памятникам прошлого, культуре вообще.
При организации преподавания данного курса особое внимание уделяется поиску методической стратегии, которая позволяет каждому студенту актуализировать свой творческий потенциал, осознать и осмыслить свой опыт и преодолеть имеющиеся пробелы в образовании и культуре, дать будущим учителям знания, необходимые для свободной ориентации в мире материальной и духовной культуры.

О неоценимой роли этнографии в подготовке учителя говорила еще член Академии наук России В.Н.Харузина, которая справедливо подчерки

[стр.,254]

вала, что «этнография учит нас ценить и уважать каждый народ ...
И если будущий учитель проникается ее объединяющим народы началом, взгляд его станет не только глубже, но светлее и чище» [293].
Поэтому, изучая этнологию малочисленных народов, необходимо особое внимание обратить на то, как складывались отношения между нациями и народностями.
При этом студентам раскрываются не столько те силы, которые разъединяли, натравляли одну нацию на другую, сколько те силы, которые сплачивали народы нашей страны.
Из занятия в занятие будущие учителя постигают сущность культуры как универсального способа жизнедеятельности личности и общества; структуру культуры, познают законы ее развития, функционирования; проникаются мыслью об особом местоположении культуры в цивилизованном мире; устанавливают множественные и неоднородные связи культуры с общественным сознанием; осознают культуру как феномен, развивающийся во времени и пространстве.
Принципы, которые легли в основу преподаваемого курса «История религии», можно сформулировать следующим образом: диалектическое единство двух начал национального и общечеловеческого, позволяющие будущему учителю почувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознать себя субъектом мировой цивилизации, становление духовного мира человека, современных и древних цивилизаций и альтернативные модели общественного развития, что позволяет представить историю как целостный взаимосвязанный и взаимозависимый мир; создание, условий для социально-культурной адаптации студентов на базовых
основаниях родной культуры, подготовки фундамента общественной консолидации; развитие образного, творческого мышления, интеграции знаний, получаемых в педвузе по проблемам этнопедагогики (традиционной педагогической культуры); «формирование навыков саморегуляции и критического мышления» [94, С.
92].

[Back]